Цена успеха
31 марта на семинаре Центра трудовых исследований ГУ-ВШЭ с докладом "Смена профессии и долгосрочные последствия для здоровья" выступила Ольга Лазарева.
Иногда кому-то приходится менять не только место работы, но и профессию. Шаг этот более радикальный, и последствия его серьезнее. О том, как смена профессии влияет на здоровье, шла речь на семинаре "Проблемы рынка труда".
На встрече, организованной 31 марта Центром трудовых исследований ГУ-ВШЭ, с докладом "Смена профессии и долгосрочные последствия для здоровья" выступила Ольга Лазарева (Центр экономических и финансовых исследований и разработок).
Почему люди меняют профессию? Кто-то делает это добровольно в процессе поиска своего места в жизни. А кто-то вынужденно, из-за того, что спрос на профессию упал ввиду структурных изменений в экономике. В нашей экономике такие структурные изменения пришлись в основном на первую половину 1990-х годов.
Именно влияние вынужденной смены профессии на здоровье, курение и потребление алкоголя пыталась оценить О. Лазарева на основе панельных данных RLMS (Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения) за 10 лет.
О. Лазарева выделила следующие механизмы влияния на здоровье вынужденной сменой профессии:
- потеря человеческого капитала и, как следствие, уменьшение удовлетворенностью работой;
- потеря профессионального статуса, или даже социального, если новая профессия оказывается менее престижной в обществе;
- серьезные перегрузки на работе, так как приходится быстро осваивать новые навыки.
Все это неминуемо ведет к стрессу.
Но за всеми этими теоретическими предположениями стоит еще и проблема работы с данными — как измерить смену профессии и как оценить уровень здоровья?
Смена профессии фиксировалась через смену кодов профессии, заявленных в анкете одного и того же респондента в разные годы. Кроме этого, смена профессии измерялась по субъективному вопросу о смене работы.
Данные RLMS показывают, что каждый пятый россиянин менял профессию. Чуть выше эта доля всегда была в промышленности. Большая часть случаев смены профессии произошла до 1995 года.
Показателями здоровья служили самооценка здоровья по пятибалльной шкале и интегральный индекс на основе нескольких вопросов о состоянии здоровья.
На основании регрессионной модели автор делает вывод об отрицательном влиянии смены профессии на здоровье. Вынужденная смена профессии связана с ухудшением здоровья, а также с повышенным потреблением алкоголя и более интенсивным курением.
Здесь возникает резонный вопрос, а не имеем ли мы дело с обратной связью? Ведь очень логично предположить, что у человека сначала может ухудшиться здоровье, и как следствие, он вынужден менять профессию. Однако включение в анализ дополнительных инструментальных переменных свидетельствует о наличии причинно-следственной связи между сменой профессии (причина) и ухудшением здоровья (следствие). Смена профессии равнозначна для здоровья старению на три года.
Кроме того, О. Лазаревой удалось показать, что смена профессии имеет долгосрочный эффект для здоровья. По крайней мере, этот эффект не исчезает на горизонте 10—15 лет.
У собравшихся работа эта вызвала не столько критику (все указывали на добросовестность применения эконометрических методов анализа данных и аккуратность выводов), сколько пожелания по дальнейшему развитию темы.
Старший научный сотрудник Лаборатории исследований рынка труда ГУ-ВШЭ Инна Мальцева посетовала на то, что заранее рассматривалось только негативное влияние смены профессии на здоровье, и это, возможно, сужало анализ. И. Мальцева предложила более зримо продемонстрировать отложенное влияние смены профессии на здоровье.
Проректор ГУ-ВШЭ Сергей Рощин обратил внимание на то, что если расширять выводы, сделанные автором, то получается, что наименее мобильные на рынке труда являются наиболее здоровыми, а люди, мобильные на рынке труда все напрочь больные. Хотя все исследования показывают, что наиболее мобильные являются наиболее конкурентоспособными, и наоборот. По мнению С. Рощина, чтобы адекватно оценить влияние смены профессии на здоровье, нужно обязательно учитывать временную нагрузку на работе, чего в данном исследовании сделано не было.
Директор Центра трудовых исследований ГУ-ВШЭ Владимир Гимпельсон высказал удивление, почему исследование не показало, что смена плохой работы на хорошую не улучшает здоровье. Он предложил выделить этих людей (работников, кто ушел с плохой, нелюбимой работы, на хорошую) и посмотреть, будут ли они чем-то отличаться от всех остальных. Кроме этого, В. Гимпельсон заметил, что столь аккуратной работе не хватает описательности, чтобы было проще понять, что же стоит за цифрами и эконометрическими моделями.
Елена Новикова, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Фото Виктории Силаевой
Вам также может быть интересно:
В ВШЭ выяснили причины разрыва в зарплатах между выпускниками и выпускницами вузов России
Исследование Высшей школы экономики показывает: несмотря на одинаковое образование и начальные условия, разница в стартовых зарплатах между мужчинами и женщинами достигает 22%. Это связано одновременно с тем, что выпускницы учатся на менее доходных специальностях, и с тем, что идут работать в сектора с меньшими заработками, поскольку ищут более стабильные и безопасные условия труда.
Не спуская глаз: как будет выглядеть устройство для самоконтроля зрения
В рамках стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире» ученые из НИУ ВШЭ провели исследование для создания электронного устройства, которое поможет снизить риски возникновения и прогрессирования глазных заболеваний. Это устройство может давать рекомендации по отдыху глаз и указывать на необходимость посещения медицинского учреждения при выявлении нарушения в зрении.
В России получение консультации врача не зависит от доходов семей и доступно каждому
Экономисты НИУ ВШЭ выяснили, что более 60% россиян занимаются самолечением вместо визита к врачу, чему способствует доступность лекарств в российских аптеках. Особенно это характерно для легких заболеваний. Затраты на медикаменты зависят от дохода, и довольно часто люди заменяют дорогие лекарства более дешевыми. Статья опубликована в International Journal of Health Economics and Management.
Как борьба с пандемией повлияла на интерес к пособию по безработице и на уважение прав работников
Почему службы занятости до введения карантинных мер не пользовались популярностью, что в дальнейшем привлекло в них даже работающих, с какими нарушениями трудовых прав можно столкнуться — исследования по этим темам были представлены на одной из сессий XXIII Ясинской международной научной конференции НИУ ВШЭ.
NEET-молодежь: что происходит, когда не хватает добросовестности, эмоциональной стабильности и упорства
Высшее образование становится более востребованным, когда развиваются технологии, замещающие рутинный труд, и ИТ-сектор сегодня уже формирует повышенный спрос на специалистов. При этом часть выпускников вузов не учится и не работает, а в целом в группе «свободной» молодежи около трети живет в бедности, как и их родители. Об этом шла речь на сессии XXIII Ясинской международной научной конференции НИУ ВШЭ, посвященной человеческому капиталу и заработной плате.
Владимир Гимпельсон рассказал о четырех must have для молодого специалиста
Рынок труда никогда не будет прежним, рассуждали эксперты и игроки рынка в разгар пандемии. Однако изменения оказались менее существенными, чем ожидалось. В чем уникальность сегодняшнего кризиса, почему уровень безработицы быстро вернулся к докарантинным значениям, стоит ли бояться роботизации, за что «штрафуют» старшие поколения и к чему готовиться молодым? На эти и другие вопросы YouTube-канала Вышки ответил Владимир Гимпельсон, профессор факультета экономических наук, директор Центра трудовых исследований ВШЭ.
Рынок труда и пандемия: как сработали меры поддержки
Подстройка рынка труда к кризису во многом оказалась эффективной, система смогла переварить новые вызовы. Однако круг получателей пособий мог быть шире, а главный недостаток мер поддержки занятости — отсутствие обязательств компаний перед работниками. Центр трудовых исследований (ЦеТИ) и Лаборатория исследований рынка труда ВШЭ провели совместный онлайн-семинар «Меры пассивной и активной политики на российском рынке труда».
Вакцинация от гриппа защищает детей и помогает избежать осложнений у взрослых
Профессиональное медицинское сообщество на первое место в списке социально значимых инфекционных болезней ставит грипп, от которого ежегодно страдают миллионы людей по всему миру. Единственная специфическая профилактика гриппа на сегодня – это вакцинация. О ее эффективности новостной службе портала рассказывает Екатерина Александрова, директор Международного центра экономики, управления и политики в области здоровья Санкт-Петербургского кампуса НИУ ВШЭ.
В зданиях Вышки к 1 сентября открываются три новых медпункта
К новому учебному году Управление социальной сферы подготовило и открыло три новых медкабинета: в зданиях на Старой Басманной, Шаболовке и в Строгино. Также был лицензирован медпункт в корпусе на Покровском бульваре.
Профессии в тренде: как Вышка отвечает на вызовы будущего
Рынок труда постоянно меняется. На кого учиться, чтобы выйти из вуза со знаниями и навыками, востребованными не только в современных реалиях, но и как минимум через четыре-шесть лет? Как определить, насколько та или иная профессия будет востребована в будущем? Что может послужить базой для создания списка профессий, которые продолжат быть востребованными и в России и в мире? В нашем спецпроекте эксперты ИСИЭЗ ВШЭ отвечают на эти вопросы через анализ глобальных трендов.