• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Верить в своих студентов»: как прошли Teacher’s Day и преподавательский марафон

26–27 сентября в НИУ ВШЭ состоялось два мероприятия, посвященных развитию преподавательского мастерства в университете. На круглом столе Teacher’s Day речь шла о преподавании непрофильных дисциплин, а на преподавательском марафоне свои разработки представили победители весеннего конкурса образовательных инноваций в четырех номинациях.

Teacher’s Day — традиционное мероприятие проекта «Teach4HSE / Преподаем в Вышке», которое проводится в сентябре. Преподавательский марафон проходит дважды в год — по итогам весеннего и осеннего конкурса образовательных инноваций. Организатор обоих мероприятий — Управление образовательных инноваций и специальных международных программ НИУ ВШЭ. В них может принять участие преподаватель любого кампуса очно или онлайн.

Не попасть в «образовательную трубу»

Казалось бы, для преподавания в университете существуют универсальные рецепты, и неважно, кто находится в аудитории. Однако, по мнению директора по образовательным инновациям НИУ ВШЭ Оксаны Черненко, это спорный тезис. Тем, кто читает непрофильные курсы студентам, обучающимся по другим направлениям, приходится использовать особые педагогические приемы, чтобы увлечь учащихся и достичь поставленных образовательных результатов.

Директор по образовательным инновациям НИУ ВШЭ Оксана Черненко и проректор НИУ ВШЭ Сергей Рощин
© Высшая школа экономики/ Даниил Страхов

Открыл дискуссию доклад проректора НИУ ВШЭ Сергея Рощина.

Он напомнил, что технологии сейчас меняются каждые 5–6 лет и это предъявляет спрос на метакомпетенции, необходимые всем специалистам. Однако отраслевой подход, сложившийся в прошлом веке, привел к тому, что обучение в вузе по-прежнему представляет собой «образовательную трубу», когда считается, что студент должен получить в рамках выбранного направления специальные знания, а любые другие ему не нужны.

По мнению Сергея Рощина, при формировании компетенций для всякой предметной деятельности необходимо учитывать два аспекта. Во-первых, студент должен понимать, как устроен социум, потому что вне зависимости от специальности ему предстоит реализовывать проекты в социальной среде. Во-вторых, в ходе глобальной IT-революции возникли новые инструменты работы с текстовой, количественной, аудио- и другой символьной информацией, и они постоянно расширяются.

«У студентов возникает запрос на разную степень глубины знаний и компетенций — не просто глубоко знать, например, экономику, но обладать облегченной версией знаний по другим дисциплинам, чтобы работать с ними как пользователь, а не как носитель компетенций», — пояснил проректор НИУ ВШЭ. По его оценке, «образовательная труба» не может быть одинаковой для всех даже с учетом межпрограммных элементов.

Сергей Рощин рассказал, что именно такой подход сейчас характерен для Вышки. У студентов есть выбор в рамках основного направления, в программу включены майноры и многие другие элементы. Кроме того, 25% выпускников бакалавриата при переходе в магистратуру меняют предметную сферу. И преподаватель должен по-разному работать с разными студентами, даже если они находятся в одной аудитории, — использовать разные техники, при необходимости объяснять материал доступно, но всегда достигать необходимых образовательных результатов.

В два раза больше усилий

Примеры использования таких техник привели другие участники круглого стола (каждый из них был признан студентами лучшим преподавателем на «не своем» факультете).

Анастасия Видничук

Заместитель руководителя Школы исторических наук НИУ ВШЭ Анастасия Видничук рассказала о своем опыте преподавания социальной истории у социологов (предмет для них непрофильный) с учетом рекомендаций, полученных на курсе ПК «7 ключевых принципов преподавательского мастерства».

Часть дискуссий она перевела в письменный формат на портале Perusall, а также создала канал постоянной обратной связи со студентами. Желающим получить максимальный балл была предоставлена возможность создания различных медиапродуктов — ТГ-канала, подкаста, бота, видеоигры и проч. Это мотивировало студентов к выполнению дополнительных заданий и повысило вовлеченность.

Елена Вакуленко

Профессор факультета экономических наук Елена Вакуленко рассказала, как можно преподавать статистику в неподготовленной и разнородной аудитории (в том числе студентам онлайн-магистратур и программ ДПО), соблюдая баланс математической строгости и доступности. По ее мнению, необходимо с пониманием относиться к тому, что люди могут что-то не знать, не начинать курс с описания формул, делать акцент на практическом применении, учитывать специализацию и даже возраст слушателей. Особое внимание она уделила подбору литературы по курсу для такой аудитории.

Анна Андрианова

Ассистент факультета экономических наук Анна Андрианова рассказала, что, преподавая экономические дисциплины на факультете креативных индустрий, столкнулась с отсутствием интереса со стороны студентов. Чтобы преодолеть такое отношение, по мнению Анны, необходимо искренне верить в своих студентов, придумывать «жизнеспособные задания», интересоваться, чем они занимаются по основному направлению, — например, сходить на их выставку или показ мод. «Многие непрофильные курсы требуют в два раза больше усилий от преподавателя», — считает она.

Ольга Зеленова

Доцент Высшей школы бизнеса Ольга Зеленова поделилась опытом преподавания на магистерской программе «Управление образованием». Она сформулировала девять секретов успеха, в числе которых необходимость заранее изучить особенности аудитории, обладание широким профессиональным кругозором, умение удивить на первой же лекции, возможность практического применения знаний и другое. Все участники дискуссии согласились с предложенным списком, найдя в нем отражение собственного опыта.

Андрей Дементьев

В завершение дискуссии директор по развитию преподавательского мастерства НИУ ВШЭ Андрей Дементьев отметил, что через несколько лет в университеты будут поступать представители поколения альфа (родившиеся с начала 2010-х годов), для которого характерна креативность в цифровой среде. Для преподавателей это интересный вызов — таким студентам нужно позволять самовыражаться, креативить, создавать ощущение сопричастности к процессу обучения.

Кейс-консалтинг и изучение земств

На следующий день своими ноу-хау поделились участники преподавательского марафона. Были продемонстрированы лучшие разработки, успешно зарекомендовавшие себя в образовательном процессе и получившие высокие оценки как студентов, так и экспертов конкурса образовательных инноваций в четырех номинациях. Оксана Черненко отметила, что на марафоне представлено «самое интересное, что произошло в нашем образовательном пространстве в прошлом году».

Анна Власова

В номинации «Технологии организации взаимного обучения и групповой и командной работы студентов по курсу» победили три проекта, один из которых представила доцент факультета права НИУ ВШЭ — Нижний Новгород Анна Власова. На занятиях по предпринимательскому праву со студентами магистратуры она использует кейс-консалтинг — проектную групповую работу со взаимным оцениванием и обратной связью. Основная цель такого метода — мотивировать студентов к изучению как можно большего объема учебного материала.

В номинации «Оригинальные решения при проведении промежуточного и итогового контроля знаний по курсу» единственным победителем стала команда с кафедры гуманитарных дисциплин НИУ ВШЭ — Пермь в составе профессора Сергея Корниенко, старших преподавателей Илианы Исмакаевой и Анны Сениной с проектом «Цифровое земствоведение: как студенты изучали земства». «Мы ориентировались на опыт научно-учебных групп Вышки и хотели, чтобы студенты получили опыт молодых ученых — поучаствовали в научном проекте, прошли все его классические этапы», — пояснила Анна Сенина. «Вместо темы земства здесь может быть практически любая проблематика», — добавила Илиана Исмакаева.

ИИ и прогулки по Москве

Победителями в номинация «ИИ в преподавании» стали четыре проекта, в их числе проект старшего преподавателя департамента иностранных языков НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Софьи Стальской «Использование ИИ студентами в процессе обучения по предмету «Стратегии создания текста. Базовый курс».

Речь идет о запущенном в прошлом году майноре, в рамках которого изучаются, обсуждаются базовые понятия лингвистики и создаются тексты, в том числе рекламные для интернет-пространства. Студентам разрешено пользоваться инструментами ИИ для выполнения заданий, чтобы они не только создавали запросы, но и умели критически использовать результаты.

Софья Стальская

По оценке Софьи Стальской, студенты гораздо лучше справились с тестированием моделей, генерирующих изображение, чем она сама. «Мы определенно обогатили знания и навыки друг друга», — отметила она. Главный вывод, сделанный студентами, — что для креативных задач применение ИИ скорее невозможно и надо редактировать все, что получено на выходе после запроса.

На финише марафона были представлены семь проектов в вольной номинации, завершающим стало выступление старшего преподавателя факультета социальных наук НИУ ВШЭ Максима Маркина с проектом «Экономико-социологические прогулки по Москве».

Вместо работы в виртуальном пространстве студенты факультета экономических наук (курс «Экономическая социология») вместе с ним гуляют по Москве, посещают локации, значимые для той или иной темы, и при этом осваивают материал. Например, при изучении потребления и досуга в СССР предлагается пройтись от района Тверской улицы, где в переулках жили представители партийной номенклатуры, до Старой площади, где раньше находилось здание ЦК КПСС. А изучая экономическое развитие в ту эпоху, можно погулять по ВДНХ.

Посмотреть запись прошедших мероприятий и ознакомиться с материалами победителей конкурса образовательных инноваций можно на сайте Фонда образовательных инноваций НИУ ВШЭ и сайте проекта «Teach4HSE / Преподаем в Вышке».

Вам также может быть интересно:

Программа ФОИ: победители весенних конкурсов

Определены победители весеннего цикла конкурсов программы «Фонд образовательных инноваций» ВШЭ 2013 года. Публикуем список лучших образовательных разработок и их авторов.

Конкурсы образовательных инноваций: какие проекты побеждают?

11 апреля состоялась встреча сотрудников университета с победителями конкурсных программ Фонда образовательных инноваций НИУ ВШЭ в рамках методического семинара «Делимся педагогическим опытом».

«Преподавание — увлекательный процесс»

Старший преподаватель кафедры конституционного и муниципального права Оксана Черненко признана студентами факультета права ВШЭ одним из лучших преподавателей, проводивших семинарские занятия в прошедшем учебном году.

Весенние возможности Фонда образовательных инноваций

Действующая с 2008 года программа «Фонд образовательных инноваций ВШЭ» (ФОИ) нацелена на стимулирование преподавательской работы, улучшение качества образовательных программ, поддержку инновационных разработок и распространение лучших педагогических практик. В этом году в рамках весенних конкурсных программ ФОИ появилось три новых конкурса, о них рассказывает исполнительный директор этого фонда Оксана Черненко.

Победители конкурсов ФОИ

Решением бюро совета программы ГУ-ВШЭ «Фонд образовательных инноваций» (ФОИ) подведены итоги конкурсов на создание и использование в учебном процессе оригинальных методических разработок.

Лучшие преподаватели ГУ-ВШЭ — 2008

Кадровая комиссия Ученого совета ГУ-ВШЭ определила победителей конкурсов Фонда образовательных инноваций, который, как известно, был создан в университете для выявления и поощрения лучших преподавательских кадров, привлечения к преподаванию лучших студентов и аспирантов, а также для поддержки инновационных образовательных разработок и распространения лучших учебных практик.

"Университет должен знать своих героев"

Весной 2008 года в Вышке был создан Фонд образовательных инноваций. О его проектах и перспективах развития рассказывает первый проректор ГУ-ВШЭ Вадим Радаев.

К ежемесячной зарплате учителя надо добавить 7—8 тысяч рублей

Ректор ГУ-ВШЭ, председатель комиссии Общественной палаты РФ по вопросам интеллектуального потенциала нации Ярослав Кузьминов выступил 24 декабря на интернет-пресс-конференции в российском информационном агентстве РосБизнесКонсалтинг.

Работали мы не напрасно!

20 декабря в Высшей школе экономики состоялось итоговое заседание Комиссии Общественной палаты по вопросам интеллектуального потенциала нации. Члены Комиссии во главе с ее председателем — ректором ГУ-ВШЭ Ярославом Кузьминовым представили доклад "Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в свое будущее?", ставший результатом их двухлетней деятельности.

Закон есть закон

О том, как принятие федерального закона, устанавливающего уровни высшего образования, отразится на сегодняшних и будущих студентах Высшей школы экономики, рассказывает первый проректор Вадим Радаев.