Системе общего образования нужны не только деньги, но и предохранитель от выгорания
В среднем преподаватели как государственных, так и частных школ трудятся 27 часов в неделю, что составляет 1,5 ставки. При этом 6,3% респондентов со стажем работы менее 5 лет считают, что сделали ошибку, став учителем, а еще 12,2% скорее согласны с ними. Эти и другие тенденции выявили сотрудники Института образования НИУ ВШЭ Анна Вавилова, Юлия Белова и Алексей Милованов — авторы исследования, представленного в очередном выпуске «Современной аналитики образования» (№69). Сборник посвящен правовому регулированию оплаты труда педагога в условиях ключевых нормативных изменений 2020–2022 годов.
В современных условиях многообразия карьерных траекторий, широкого диапазона внеурочных просветительских проектов, практик развивающей активности в рамках досуговой, консультативной деятельности особенно важно привлечь учителей к работе по их основному профилю подготовки. Некорректные решения, закрепленные в нормативных правовых документах, могут привести к снижению числа желающих учить детей в самом обычном классе, отмечают авторы исследования.
Так, например, прописанная де-юре продолжительность рабочей недели преподавателя — 36 часов — в реальности нередко является скорее абстрактной цифрой, нежели действующим ограничением. Она плавно перетекает в офлайн- или онлайн-подработку либо ведение дополнительных занятий в той же школе.
Причем и путь к такой самостоятельности, если говорить о репетиторстве, сегодня становится проще. «Если ранее для перехода в свободное плавание требовался статус индивидуального предпринимателя, то сейчас во многих регионах можно получить статус самозанятого, что существенно упрощает легализацию подобной деятельности», — подчеркивают специалисты.
Анализируя оборотную сторону «репетиторской свободы», эксперты перечисляют преимущества сотрудничества с государственным работодателем. Они отмечают, что работа по найму в образовательной организации предполагает заранее известный спектр правовых гарантий и социальных привилегий. Среди них — в первую очередь стабильность дохода, вытекающая из норм трудового права, а также ежегодный длинный оплачиваемый отпуск (как правило, летом), больничный, досрочная пенсия, возможность повышать квалификацию за счет работодателя.
Чтобы пресечь «перегруз» представителей преподавательского корпуса и тем самым удержать их в школе, необходимо, по мнению специалистов, прежде всего закрепить нормирование всех видов педагогического труда (включая неучтенные часы подготовки к занятиям, проверки тетрадей, общения с родителями учеников и пр.).
Вместе с тем, предостерегая от простых решений, авторы исследования подчеркивают, что не только материальный фактор служит толчком для поиска педагогом дополнительных доходов. Причина может лежать также в сфере профессиональной реализации, недостаточно четкой и эффективной регламентации образовательной деятельности, а также в плоскости не вполне последовательной реализации выработанных государством ограничений в части работы учителя с отчетной документацией.
Вам также может быть интересно:
Стратификация буллинга. Как расслоение в обществе стимулирует подростковую агрессию
Социальное неравенство повышает риски школьной травли. Малообеспеченные дети чаще становятся жертвами буллинга. В то же время, в школах со «сложным контингентом» — из бедных, малообразованных, неполных, проблемных семей — могут пострадать социально благополучные ученики.
Новые частные школы России: «печки» разные, «кирпичики» схожие
На очередном семинаре «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института образования НИУ ВШЭ руководители самых известных в России негосударственных школ рассказали, какими умениями и навыками будут обладать их выпускники через десять лет.
НИУ ВШЭ поможет московским школам в создании IT-классов
Университет разработает для школьников учебные модули по ведению IT-бизнеса и обучит педагогов IT-классов. Кроме того, на базе НИУ ВШЭ совместно с ведущими IT-компаниями планируется создать центр сертификации выпускников таких классов.
Борьба с неуспеваемостью. Как предупредить неудачи в школе
У детей из семей с низким уровнем образования и доходов выше риски плохой учебы. Но школа может их снизить. Как именно, рассказали с опорой на международный опыт эксперты Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ.
Российская школа меняется быстрыми темпами, но не все изменения идут ей на пользу
Согласно данным доклада ОЭСР «Инновации в образовании: что изменилось в классе за последнее десятилетие», Россия вошла в топ-3 стран по темпам изменений в школе. Исследователи Института образования НИУ ВШЭ выяснили, какие из этих изменений действительно важны для повышения качества, а какие свидетельствуют лишь о количественных приращениях.
Связь фонологии и математики
Исследователи Вышки показали, что фонологические способности ребенка (чувствительность к звуковому составу речи, умение идентифицировать отдельные звуки и слоги) связаны с его математическими достижениями в начальной школе. Однако связь между звуковой речевой сензитивностью и освоением математики варьируется в зависимости от социально-экономического статуса семьи ребенка.
Провал коммуникации
Родителям учеников и школьному истеблишменту не хватает конструктивного общения, выяснили исследователи ВШЭ. Директора и педагоги избегают тесного контакта с семьями, хотя и переживают, что те мало вовлечены в школьную жизнь. Учителя и администрация не готовы к диалогу, говорят родители и теряют интерес к школе.
Классовая борьба
Учителя нередко подвергаются агрессии со стороны школьников. Для педагогов с низким уровнем дохода риски нападок, насмешек, угроз и других форм буллинга намного выше, выяснили исследователи НИУ ВШЭ.
Резильентные школы. Как они устроены
Хорошие результаты экзаменов, мотивация всех учеников, раскрытие способностей, определившиеся и самостоятельные выпускники — все это не самореклама одной из раскрученных гимназий, а рутинная практика ряда обычных школ. В самых сложных условиях они дают детям все шансы на успех. IQ.HSE продолжает рассказ о феномене резильентных школ по исследованию Института образования НИУ ВШЭ.
Стартовый капитал
Уже на старте школьной жизни можно определить, как сложится учеба у ребенка. Его достижения во многом зависят от социально-эмоционального развития. Самостоятельные, собранные, уверенные в себе и общительные первоклассники имеют больше шансов на успех, показали исследователи ВШЭ.