• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Общение — золото

11 ноября в Высшей школе экономики стартовала серия мастер-классов, организованных Бизнес-инкубатором ГУ-ВШЭ и газетой «The Moscow Times». Первый мастер-класс провел управляющий партнер и творческий директор агентства креативных стратегий и коммуникаций Reclamafia Константин Гаранин.

Проект получил название «Бизнес-среда» — не только потому, что рассчитан на будущих предпринимателей и тех, кто уже начал свое дело, но и потому, что подобные мастер-классы планируется проводить в Вышке еженедельно по средам до конца декабря. Спикерами станут ведущие эксперты-практики в области менеджмента, маркетинга и рекламы, а услышать их смогут все желающие. Кстати, немалую часть аудитории, собравшейся на первом мастер-классе, составили так называемые внешние слушатели, люди не из ГУ-ВШЭ, что стало приятным сюрпризом для организаторов.

Открывать «Бизнес-среду» было доверено одному из самых успешных в России специалистов по маркетингу и рекламе Константину Гаранину, который, помимо прочего, преподает в РГГУ и является куратором и участником нескольких арт-проектов.

Свое выступление по теме «Эффективное малобюджетное продвижение нового бизнеса и средовой маркетинг» Константин Гаранин начал, заявив, что малобюджетность — это фикция. Чудес в бизнесе не бывает, уверен он, а успеха добиваются не те, кто рассчитывает достичь цели малыми средствами, а те, кто способен на неожиданный, оригинальный, а иногда и «по-хорошему наглый» ход.

Константин Гаранин напомнил, как начинал бизнес Филипп Моррис: свои сигареты он выпустил сразу под двумя марками («Oxford» и «Cambridge Blues»), заставив весь Лондон спорить, какие из двух одинаковых сигарет лучше. Этот дешевый и эффективный трюк уже в наши дни повторила одна российская компания, занимающаяся производством рыбной продукции, причем со временем различия во вкусе одинаковой, казалось бы, рыбы начали находить даже технологи этой компании.

Собственно, мысль о том, что продается не столько сам продукт, сколько потребительские представления о нем, не нова. А вот то, что построение коммуникаций между производителем и покупателем должно начинаться не после выпуска продукта, а еще на стадии его разработки, в российской маркетинговой практике отражения не находит.

Между тем, именно концепция «средового» маркетинга, согласно которой потребительской лояльности можно достичь за счет построения коммуникаций в особой среде (социокультурной, художественной, психологической, даже эмоциональной), в которой существуют и покупатель, и производитель, представляется Константину Гаранину наиболее перспективной. Не исключая, что, в конечном счете, эта концепция может оказаться очередной маркетинговой утопией, он привел несколько примеров, иллюстрирующих, как предприниматели создают для своих клиентов эту самую среду.

Один лондонский ресторан в разгар экономического кризиса отказался от выставления счетов клиентам, предложив им самим определять цену съеденного. Доходы заведения практически не упали, ведь посетители, как правило, помнили, сколько эти блюда стоили прежде, и не позволяли себе платить за них много меньше. А вот клиентская база ресторана расширилась, и доходы стали расти вслед за ней, как только англичане осознали, что кушать хочется и в кризис.

Другой ресторатор, только открывая свое заведение, организовал бесплатный ужин для всех парикмахеров города, в котором он работал. Нужно ли говорить, что уже через несколько дней о новом ресторане знала вся женская половина города?

Владелец магазина одежды, чтобы стимулировать продажи зимних вещей задолго до наступления холодов, установил в салоне кабину со снегом — получился разом и арт-объект, на который заходили посмотреть даже те, кто в магазин не собирался, и оригинальный кондиционер, создававший комфортные условия тем, кто в теплый летне-осенний день примерял зимние куртки и пальто.

Посылать такие «коммуникативные сигналы» потребителям могут не только небольшие фирмы, но и гиганты индустрии. Главное, чтобы «месседж» достигал адресата неожиданно, будь то призыв нести деньги в банк, выложенный монетами на дне фонтана («Райффайзенбанк») или ростки салата-латука, высаженные на рекламном табло в виде слов «fresh salad» (вроде уже и не скажешь, что в McDonald's все только жирное и холестериновое).

IKEA давно предлагает своим покупателям «додумывать» дизайн продающейся мебели: на то, чтобы, скажем, покрасить ее в любимый цвет, фантазии и сил хватит у каждого. Red Bull устанавливает бесчисленные каналы коммуникации, занимаясь почти всем — от спортивного спонсорства до организации выставок и музыкальных тренингов. Но, может быть, дальше всех в этом направлении пошла финансовая группа Dexia, создающая своего рода социальную сеть, не виртуальную, а вполне реальную. Dexia не только инвестирует в инфраструктуру тех регионов, в которых наиболее сильны позиции банка, но и принимает на работу местных жителей, отличающихся «повышенной общительностью». Они становятся ретрансляторами «сарафанного радио», сообщающего потенциальным клиентам о широком спектре услуг, предлагаемых банком.

Все эти примеры, по словам Константина Гаранина, показывают, что «product development», являющийся «основным трендом в маркетинге, экономике и вообще в жизни», из технологического процесса превратился в коммуникационный. А это значит, что, если вы по какой-либо причине не можете улучшить технические свойства своего продукта, вы можете поменять его свойства коммуникативные. Это может казаться пустяком, но и пустячок, как известно, бывает приятным, а в данном случае, еще и прибыльным.

Олег Серегин, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Фото Ивана Морякова

Вам также может быть интересно:

«Выпускники онлайн-магистратуры ВШЭ и “Яндекса” будут востребованы на горизонте многих лет»

Вышка открывает набор на совместную с “Яндексом” онлайн-магистратуру «Искусственный интеллект в маркетинге и управлении продуктом». Студенты будут изучать автоматизацию маркетинга, машинное обучение и ИИ, управление проектами и другие предметы. Академический руководитель онлайн-магистратуры, доцент департамента больших данных и информационного поиска факультета компьютерных наук ВШЭ Александр Тараканов, и академический руководитель со стороны “Яндекса”, эксперт в сфере маркетинговых образовательных технологий Дмитрий Еременко, рассказали, какие задачи ИИ помогает решать бизнесу и какие специалисты потребуются рынку в будущем.

Первая национальная конференция по маркетингу университетов SERP-2023 пройдет в питерской Вышке

31 августа на площадке НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге состоится Первая национальная конференция по маркетингу университетов SERP-2023. Более двадцати спикеров из ведущих университетов России представят лучшие маркетинговые практики и кейсы для высших учебных заведений. Мероприятие организовано Учебным центром подготовки руководителей питерской Вышки (Кочубей-центр) и консалтинговым агентством «Университеты и маркетинг».

«Восхищаюсь стремлением студентов НИУ ВШЭ учиться, обсуждать, расширять свои перспективы»

В рамках проекта «Цифровые профессора» Вышка приглашает международных преподавателей для работы со студентами в дистанционном режиме. Одним из участников программы в ноябре 2021 года стал доцент кафедры коммерции и маркетинга Познанского университета экономики и бизнеса Роберт Романовский. Он прочитал лекции по стратегическому брендингу для студентов Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ в рамках курса «Искусство и городские коммуникации».

Участие студентов в «живых» бизнес-проектах на магистерской программе «Маркетинг»

С 2018 года проектная деятельность на программах магистратуры предусмотрена образовательным стандартом НИУ ВШЭ. Она поможет студентам получать прикладные навыки для последующего трудоустройства и карьерного роста. Своим опытом организации проектной деятельности поделились представители магистерской программы «Маркетинг».

Две программы Высшей школы маркетинга и развития бизнеса ВШЭ признаны в Европе

Программа повышения квалификации «Маркетинг для профессионалов» и программа профессиональной переподготовки Master in Marketing аккредитованы Европейской маркетинговой конфедерацией. Теперь их выпускники, завершив учебу и сдав дополнительные экзамены, смогут получить сертификаты, признаваемые европейскими компаниями, в том числе представленными в России.

Новая маркетинговая реальность

Декан Высшей школы маркетинга и развития бизнеса ВШЭ Татьяна Комиссарова рассказала IQ HSE о том, как технологии помогают влиять на поведение покупателей.

Искусственный интеллект трансформирует маркетинг. Но людям работы все равно хватит

Как трансформируются функции маркетинга и изменятся компетенции маркетологов в связи со стремительным развитием искусственного интеллекта? Эти вопросы обсудили на дискуссионной площадке в Вышке, организованной Высшей школой маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ.

Маркетинг становится технологической профессией

4 апреля 2017 года в Высшей школе маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ состоялось очередное мероприятие из серии «Маркетинг 2020: трансформация функции маркетинга». На этот раз перед аудиторией выступила Светлана Миронюк с мастер-классом «Новые роли и возможности маркетинга в эпоху BIGDATA, MachineLearning & AI». Модератором сессии стала Татьяна Комиссарова, декан ВШМиРБ НИУ ВШЭ.

Технологии меняют маркетинг

Какие тенденции определяют стиль жизни и мотивацию современного потребителя? Как изменятся в ближайшем будущем функции маркетинга и какие специалисты в этой области будут востребованы к 2025 году? Об этом рассказала в рамках проекта «Университет, открытый городу: Вышка в Парке Горького» декан Высшей школы маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ, профессор Института менеджмента и инноваций НИУ ВШЭ Татьяна Комиссарова.

Россияне мало доверяют отечественным брендам одежды

Несмотря на то, что в последние годы на рынке одежды появились новые отечественные бренды, россияне сохраняют верность зарубежным. При этом стратегия «маскировки» под иностранные бренды российским компаниям не помогает.