Дневник Зимней экономической школы
«Кризис... бивалютная корзина.... Ясин... МИЭФ... эконометрика!...». Так началось утро первого дня Зимней экономической школы ГУ-ВШЭ.
Ранним солнечным утром 19 февраля из дверей подмосковного пансионата «Университетский», что под Звенигородом, вышли три молодых человека. Они жарко спорили, не обращая внимания на тихую сказку зимнего леса, на деревья, склоненные под тяжестью белых шуб, на свежий чистый искрящийся на утреннем солнце снег, на яркое высокое небо.
Тишину и покой еще спящего пансионата нарушали звонкие голоса. Любопытный прохожий даже на существенном удалении мог разобрать отдельные слова спорщиков: «Кризис... бивалютная корзина.... Ясин... МИЭФ... эконометрика!...». Так началось утро первого дня Зимней экономической школы ГУ-ВШЭ.
Справедливости ради следует отметить, что знакомство участников Школы началось еще 18 февраля, когда большинство из них прибыли в Москву из самых разных городов России, от Красноярска до Архангельска. Тогда они успели не только познакомиться друг с другом, но и побывать в стенах ГУ-ВШЭ на Покровском бульваре, подышать воздухом университета, отведать блюда студенческой столовой, окунуться в университетскую суету. Потом была недолгая дорога до пансионата, ужин, вечерние разговоры с новыми знакомыми и предвкушение начала.
19 февраля Школа началась... с завтрака. Вкусного и сытного, после которого участники Школы окунулись с головой в образовательный процесс. Короткая регистрация, получение конференц-пакета, который помимо информационных материалов включал диск с фильмом о Вышке, — и вот все в сборе в конференц-зале. В 10.00 старт Школе дали представители факультетов-организаторов: Сергей Яковлев, директор Международного института экономики и финансов (МИЭФ) ГУ-ВШЭ, Владимир Карачаровский, заместитель декана факультета экономики, и Вера Данилина, заместитель декана факультета мировой экономики и мировой политики. На открытии Школы говорили о ГУ-ВШЭ, об истории и направлениях развития университета, о его профессорско-преподавательском составе, об особенностях образовательного процесса, об уникальном корпоративном духе Вышки, о возможностях, которые она открывает перед своими студентами.
Первый мастер-класс Школы на тему «Мировая экономика и мировой финансовый кризис» дал Евгений Гавриленков, профессор ГУ-ВШЭ. В легкой дружелюбной манере он быстро погрузил аудиторию в финансовый мир во всех его хитросплетениях и неожиданных взаимосвязях. Безусловно, наибольшее внимание аудитории привлекли данные о кризисе, его зарождении, эскалации и прогнозе развития. Слушатели заострили внимание на этой теме и во второй части встречи, где Е. Гавриленков ответил на вопросы аудитории. Спрашивали обо всем, и большая часть вопросов дала ясно понять, что участники Школы — люди отнюдь не случайные, они знакомы с различными аспектами экономического развития страны не понаслышке.
Во второй половине первого учебного дня слушателей ждало четырехчасовое погружение в математику и эконометрику. Раскроем тайну: именно этого предмета в наибольшей степени опасались участники Школы. Однако грозные предчувствия немедленно рассеялись после появления перед аудиторией доцента кафедры математической экономики и эконометрики Бориса Демешева. Он изящно раскрыл некоторые тайны этого предмета, указал на подводные камни и наиболее важные аспекты, которым должно быть уделено особое внимание в преддверие вступительных испытаний. К концу занятия слушатели полукругом расположились вокруг преподавателя, внимательно слушая и задавая вопросы. В итоге, грозный предмет превратился в неспешную почти домашнюю беседу, которая показала, что все не так уж и страшно. Было бы желание учиться...
Евгений Гавриленков |
После ужина у слушателей Школы было свободное время. Кто-то посвятил его осмотру окрестностей и прогулке по зимнему лесу, кто-то яростно играл в настольный теннис, кто-то просто неспешно беседовал в холлах пансионата. Однако самые стойкие приняли участие в работе двухчасовых фокус-групп, которые провели сотрудники ГУ-ВШЭ Дарья Орешина. Мы пока не знаем, о чем они так увлеченно беседовали, однако судя по выражению глаз участников, это было очень интересно...
Вера Данилина
* * *
День первый, он же нулевой
Участники зимних школ проявили потрясающую сознательность и, не смотря на то, что первый автобус должен был отъехать в 15.00, появились к 12-ти. Так что даже организаторы смутились. К двум часам уже большинство тоскливо поджидало отъезда, а в три 80 человек отправились в путь.
В первый вечер 100 малознакомых человек легко общались уже через полчаса после знакомства. Главные вопросы вечера: откуда ты? Какой университет? Наверно, долго ехал?
Римский форум — место, где люди могли выступить, где людей слушали, где спорили, где высказывали свое мнение. Но я на всю тысячу процентов уверена, что была в Риме неприглядная площадь, где не стояло трибуны, где люди собирались не для того, чтобы слушать и решать судьбы, а для того, чтобы обсудить последние новости и сплетни, поговорить о политике, найти друзей, разделяющих твои интересы. Такое место неизбежно образуется стихийным образом в любом замкнутом пространстве.
Второй архетип неформального общения: «за закрытыми дверями (ударение на Я)». Мгновенно: за ужином, в курилке, по дороге в туалет — люди делятся на небольшие компании, которые легко умещаются в понятие «А что вы тут сидите, пойдем к нам в комнату?» Анклавы общения выдают себя смехом и шумными разговорами. Идя по коридору, появляется желание устроить конкурс: «Самая запоминающаяся комната». А почему, собственно, и нет?
День второй, он же первый
Объявляю Зимнюю магистерскую школу открытой! Шаблонное начало для нешаблонного формата.
Сегодня господа-участники школы познакомились с:
Сергей Яковлев |
Главных задач у ораторов было несколько: представиться, рассказать об университете, потом о факультете и, наконец, о магистерских программах. После этой встречи люди начали серьезно обсуждать вопрос выбора факультета. А все, как всегда, упирается в постановку цели. Все, так или иначе, отвечают на вопрос: «А что я хочу получить на выходе?» Некоторые обосновывают выбор природными склонностями, но и это лишь означает, что как результат они получат подходящую для них и интересную им работу. А значит, такова их цель.
Б. Евгением Гавриленковым на мастер-классе с подпольным названием «.. в каждом секторе своя морковка...». Он говорил о мировой экономике, о кризисе, о России. О девальвации и об экспорте. О шоках и о масштабах. Участники понимающе кивали, ну, или несогласно мотали головой. Вопросы же, которые они задавали, показали, что тема не просто интересная и актуальная, но и интересная и актуальная именно для них.
В. Борисом Демешевым на «уроке математики и эконометрики». Четыре часа участники осознавали масштаб трагедии. Впрочем, судите сами: «У Вани четыре ореха. Грецких. Это принципиально, потому что два из них пустых, а два нормальных. Ваня раскалывает первый и видит, что он пуст. Какова вероятность того, что второй орех окажется нормальным?
У Пети четыре ореха. Грецких. Это принципиально, потому что два из них пустых, а два нормальных (саркастичное замечание «задача принципиально отличная от предыдущей»). Петя раскалывает первый орех и не смотрит, что там. Ну не интересно ему. Раскалывает второй орех. Он пуст. Какова вероятность того, что первый орех был пуст?» Конечно, это только самое-самое начало. К концу занятия ребята уже не занимались «пустяковой» комбинаторикой.
Г. С собой и друг другом. Друг другом потому, что формальности первого знакомства уже исчерпались, и теперь все по-настоящему общаются. А с собой, потому что вечером прошли фокус-группы, эдакий «срез поколения» или «о жизни».
Завтра мы обязательно продолжим изучение алфавита знакомств.
Екатерина Яковенко, студентка отделения рекламы факультета прикладной политологии
фото автора
Видео культурной программы Зимних школ
Второй день Зимней экономической школы ГУ-ВШЭ
Гавриленков Евгений Евгеньевич
Орешина Дарья Андреевна
Вам также может быть интересно:
«Зимняя школа стала для меня перезагрузкой, глотком свежего воздуха и точкой роста»
В Тюмени состоялась зимняя школа по проектированию решений в образовании («ПРО-школа»), организованная совместной магистерской программой Тюменского госуниверситета и НИУ ВШЭ «Управление образованием». В ней приняли участие более 100 человек, в числе которых не только студенты этой программы, но и работники системы образования Тюменской области и других регионов. Впервые в рамках зимней школы был реализован трек, посвященный управлению в высшем образовании.
На ФКН в третий раз прошла зимняя школа по программной инженерии
Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ в третий раз провелзимнюю школу по программной инженерии, на которую в этом году зарегистрировалось более тысячи человек. Преподавателями школы стали представители ФКН и его компаний-партнеров — «Яндекса», Сбера, «Тинькофф», МТС.
«Зимняя школа по аналитике и Data Science предоставила возможность найти единомышленников»
В начале февраля в Центре культур Вышки прошла Зимняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук ВШЭ. В ней приняли участие более 400 слушателей. Доклады представили спикеры из «Яндекса», Сбера, МТС, «Дзена», «Авито», Альфа-Банка, Samokat.tech, Wildberries, Райффайзен Банка, а также сотрудники ФКН.
«Каждому, кто не верит в важность темы устойчивого развития, стоит побывать в Индии»
В январе в Университете UPES (Индия) прошла международная студенческая зимняя школа Business and Governance in India, в которой приняли участие представители НИУ ВШЭ из Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода. В их числе были студентки магистерской программы Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ «Управление устойчивым развитием компании». Своими впечатлениями они поделились с новостной службой «Вышка.Главное».
ФКН ВШЭ проведет зимнюю школу по программной инженерии — 2024
26–29 февраля 2024 года факультет компьютерных наук ВШЭ в третий раз проведет зимнюю школу по программной инженерии. Она будет посвящена современным инструментам и методам разработки программного обеспечения. С 26 по 28 февраля школа будет проходить в онлайн-формате, 29 февраля — в московском кампусе Вышки на Покровском бульваре. Зарегистрироваться для участия можно до 22 февраля.
На ФКН Вышки прошла вторая зимняя школа по программной инженерии
В этом году для участия во второй зимней школе по программной инженерии на факультете компьютерных наук ВШЭ было подано 625 заявок из 90 городов. Основными темами стали архитектура ПО, мобильная разработка, цифровые двойники, искусственный интеллект, разработка облачных сервисов, API, техдолг, QA, программные системы, Flutter, распределенные системы.
Тест-драйв бизнес-образования: в Высшей школе бизнеса ВШЭ прошла Зимняя школа для абитуриентов магистратуры
10 и 11 февраля в Высшей школе бизнеса прошла Зимняя школа — образовательный интенсив для поступающих в магистратуру от ведущих преподавателей Вышки и экспертов из бизнеса. Мероприятие состоялось при поддержке корпоративных партнеров магистерских программ — «Б1», «Яков и партнеры», Kept, «ЛитРес», Unilever, МТС, НЛМК, УГМК, NielsenIQ, Straumann Group, Aero, «Ростелекома» и АФК «Система».
Лаборатория медиакоммуникаций в образовании ВШЭ стала соорганизатором зимней школы «Плавучего университета»
«Плавучий университет» — федеральный проект, помогающий студентам и молодым ученым погрузиться в научные исследования, связанные с науками о Земле, и побывать в большой экспедиции на борту научно-исследовательского судна. Но прежде чем попасть на борт НИС, нужно пройти подготовку и профессиональный отбор. Для тех, кто мечтает отправиться в научный рейс, и проводится зимняя школа.
«Мы решили провести Зимнюю школу по аналитике и DS, чтобы участники зарядились от классных спикеров»
В конце января Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук ВШЭ была организована Зимняя школа по аналитике и Data Science. В ней приняли участие более 250 человек. Доклады представили спикеры из «Яндекса», Сбера, МТС, Ozon, IVI и «Афиши» , а также сотрудники ФКН ВШЭ.
ФКН Вышки провел первую зимнюю школу по программной инженерии
14–18 февраля факультет компьютерных наук Высшей школы экономики организовал первую международную зимнюю школу по программной инженерии. Мероприятие состоялось при поддержке компании JetBrains, Университета Иннополис и Технологического института Шаффхаузена.