• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Борьба с коррупцией по-американски

15 мая в Высшей школе экономики состоялась встреча с заместителем генерального прокурора США Ленни Бруэром и прокурором Восточного округа Нью-Йорка Лореттой Линч, организованная ВШЭ, Центром антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл–Р» и Московским клубом комплаенса.

Прежде чем перейти к рассказу об особенностях антикоррупционной политики и развитии института комплаенса в США, открывавший встречу Ленни Бруэр заметил, что «проблема борьбы с коррупцией и взяточничеством приобретает международное значение». «В последние год-два мы стали свидетелями драматических событий в странах Ближнего Востока, где господствовали авторитарные режимы, — продолжил он. — Одной из причин «Арабской весны» стало недовольство и возмущение молодых людей, которые в условиях авторитаризма и связанной с ним коррупции не могли преуспеть, какое бы образование они ни получили, какими бы талантливыми и работоспособными ни были. Главным фактором успеха было не это, а способность давать взятки и близость к людям во власти. Пример других стран показывает, что в обществе могут быть созданы институты, противодействующие и ограничивающие коррупцию».

Антикоррупционная практика в США многообразна, она включает и поддержку независимых общественных организаций вроде Transparency International. Ее экономической целью в конечном счете является обеспечение равных условий ведения бизнеса и иной экономической деятельности, когда ее эффективность определяется качеством производимого товара или услуги, а не внеэкономическими факторами. «Вы, конечно, можете попытаться подкупить какого-нибудь чиновника, но должны понимать, что будете за это преследоваться, — предупредил Ленни Бруэр. — Таких примеров в отношении как компаний, так и частных лиц в последние годы было немало».

Решительные антикоррупционные действия стали предприниматься американскими властями в семидесятых годах, после скандала, вынудившего подать в отставку президента Никсона. Общество осознало, что «коррупция просто захватывает страну», а законы, призванные бороться с коррупцией, «спят».

Начались и затем интенсифицировались расследования против компаний, замешанных во взяточничестве, в том числе в подкупе зарубежных политиков и чиновников. Постепенно к ответственности стали привлекать не только компании как юридические лица, но и их топ-менеджеров, инициировавших и покрывавших коррупционные случаи. Только за последние три года были осуждены на срок до 15 лет несколько экс-руководителей крупных компаний. «Мы посылаем им очень четкий сигнал — если вы даете или получаете взятки, вы будете преследоваться и отправитесь в тюрьму», — сказал заместитель генпрокурора США.

Лоретта Линч в своем выступлении остановилась на конкретных «резонансных» делах (как коррупционных, так и связанных с уголовными преступлениям должностных лиц), которые удалось довести до суда офису под ее руководством. Как пояснила госпожа Линч, Восточный округ Нью-Йорка, прокурором которого она является, охватывает население в восемь миллионов человек, в том числе район Бруклина, где проживает большое число выходцев из России. Ее офису приходится также расследовать немало дел против американских компаний, коррупционирующих в зарубежных странах.

«Есть две сферы, в которых мой офис наиболее активен, — рассказала Лоретта Линч. — Это расследование преступлений, совершенных полицейскими, особенно связанных с нарушениями прав человека, и расследования против политиков, замешанных во взяточничестве и растратах».

Подобные расследования, признала госпожа Линч, вести особенно тяжело, поскольку здесь формальный принцип равенства всех перед законом подвергается искажению. Полицейские часто действуют по принципу корпоративной солидарности, защищая коллег, а политики стремятся использовать свои связи и влияние, чтобы уйти от ответственности.

Одно из наиболее знаковых дел против полицейских, которое довелось расследовать Лоретте Линч в конце 1990-х годов, очень напоминает недавнюю трагическую историю в ОВД «Дальний» в Казани. Группа нью-йоркских полицейских (всего обвинение было предъявлено пяти стражам порядка) истязала в участке задержанного за сопротивление полиции гаитянина Абнера Луиму. К счастью, в отличие от казанского случая, его жизнь удалось спасти. Однако поначалу мало кто верил его рассказу о том, что столь варварское насилие над ним совершили полицейские. «Такое просто не укладывалось в голове, — призналась госпожа Линч, — но результаты медицинской экспертизы подтвердили его рассказ».

Офис прокурора инициировал следствие, к нему подключился и отдел внутренних расследований нью-йоркского департамента полиции, причем случай расследовался не просто как уголовное преступление, а отягощенное грубым нарушением прав человека со стороны должностных лиц.

«Нужно понимать, что мы встретили сопротивление, — продолжила Лоретта Линч. — Коллеги полицейских находились под давлением, они не готовы были ни свидетельствовать против "своих", ни сотрудничать со следствием. Один из полицейских в частном разговоре сказал так: “Да, здесь в кабинете я мог бы рассказать вам правду, но когда я буду патрулировать улицы, вас со мной рядом не будет и полагаться я смогу только на своего напарника”».

Но свидетели из числа полицейских все-таки нашлись, свою решимость они объяснили просто: принося присягу, они обещали защищать закон и права граждан, кто бы ни был источником угрозы этим правам. Уголовный процесс, занявший два года, завершился осуждением непосредственного насильника на 30 лет без права досрочного освобождения. Его «помощник» и коллеги, сфальсифицировавшие рапорт о задержании Луимы, также получили тюремные сроки.

Кроме того, Абнер Луима подал гражданский иск против нью-йоркского департамента полиции и получил в качестве компенсации рекордные 8,75 миллиона долларов. Часть этих средств он направил в созданный им благотворительный фонд.

«Мы продолжаем расследовать случаи полицейского произвола, но они, по счастью, оказываются не столь чудовищными, как дело Луимы», — отметила Лоретта Линч.

Другое нашумевшее дело, расследование которого проводил офис госпожи Линч, связано с коррумпированным политиком — бывший лидер демократического большинства в сенате штата Нью-Йорк Педро Эспада и его сын присвоили полмиллиона долларов федеральной помощи из бюджета возглавляемого ими медицинского фонда. Эта сумма пошла на покупку двух новых автомобилей, оплату отпуска и большого семейного праздника и удовлетворение других «насущных» потребностей экс-сенатора и его близких. Доходило до того, что за счет фонда Эспада оплачивал покупку упаковки печенья за 95 центов.

«Самое печальное, что украденные ими деньги фактически разорили клинику — нечего было платить врачам, не на что закупать нужные лекарства, — отметила Лоретта Линч. — Это дело было для нас очень важным, потому что говорить о том, что закон един для всех, имеет смысл, только если эти слова подтверждаются на практике. Пусть не каждый случай коррупции нам удается доказать в суде, но граждане видят, что мы стараемся работать добросовестно, и наш офис получает от них позитивную реакцию».

Отвечая на вопросы аудитории, Лоретта Линч и Ленни Бруэр кратко рассказали о сложившейся в США системе комплаенса, практике взаимодействия судей и прокуроров разного уровня и международном сотрудничестве в антикоррупционной сфере. Ленни Бруэр признал, что следователи на местах не всегда имеют силы и возможности расследовать дела против влиятельных местных политиков и бизнесменов. В то же время находить на них управу помогает развитый и по большей части независимый судебный институт. Судьи-коррупционеры спокойно себя чувствовать тоже не могут — по словам Лоретты Линч, в разных штатах действует система, позволяющая анонимно сообщать о нарушающих закон или судебную этику представителях фемиды.

Отдельного упоминания заслуживает сложившаяся в последнее время и не всеми приветствуемая практика вознаграждения whistle-blowers, то есть, говоря по-русски, «стукачей». Речь, как правило, идет о работниках крупных банков и корпораций, сообщающих о случаях коррупции, подкупа чиновников и ухода от налогов и помогающих следствию получить документальные тому доказательства. Делают они это небескорыстно, а за определенный процент с суммы, взимаемой с «проштрафившейся» компании в пользу государства. «Пионерами» в этом деле стали сотрудники (в том числе высокопоставленные) печально известной компании Enron, мошеннические действия руководства которой привели в 2001 году к одному из крупнейших в корпоративной истории США банкротств.

В структуре налоговой службы США теперь существует специальное управление по работе с whistle-blowers, а принятый в 2006 году закон позволяет выплачивать им от 15 до 30% от суммы возвращенных благодаря их «сигналу» в бюджет налогов. Нетрудно догадаться, что количество желающих заработать на доносах, в том числе заведомо ложных, растет.

Отвечая на вопрос о том, заинтересованы ли американские власти в расследовании фактов коррупции со стороны российских чиновников и компаний, Ленни Бруэр сказал: «Если мы узнаем о преступлении на территории США, то мы его расследуем независимо от того, кем оно было совершенно — американской, российской или, например, индонезийской компанией. Мы не боимся преследовать крупные компании — вы знаете о делах, которые мы вели против Siemens и Daimler. Но, берясь за них, мы должны основаться на конкретных фактах и доказательствах».

Говоря о кооперации между американской и российской прокураторами, Ленни Бруэр заметил, что «в реальности лучший способ бороться с международными преступлениями — это личные отношения между правоохранителями разных стран». Особенно высоко он оценил уровень взаимного личного доверия между американскими и итальянскими следователями, совместно борющимися с мафией. «Мне хотелось бы надеяться, что и с российской стороной, помимо формальных соглашений и протоколов, мы сможем наладить такие неформальные контакты», — добавил заместитель генпрокурора США.

Завершала встречу глава «Трансперенси Интернешнл–Р» и заместитель заведующего проектно-учебной лабораторией антикоррупционной политики ВШЭ Елена Панфилова. Поблагодарив американских гостей за интересные выступления, она выразила надежду на то, что «настанет день, когда мы сможем абсолютно открыто поговорить о конкретных результатах сотрудничества российских и американских экспертов, собственности российских чиновников в США и деятельности российских компаний в зарубежных странах».

 

Олег Серегин, Новостная служба портала ВШЭ

Фото Никиты Бензорука

Вам также может быть интересно:

В Высшей школе экономики появится Антикоррупционный центр

Его возглавит Алексей Конов. Центр займется научно-исследовательской, экспертно-аналитической и консалтинговой деятельностью в области противодействия коррупции, а также программами дополнительного профессионального образования, в частности, для государственных и муниципальных служащих.

«Мы хотим, чтобы проекты студентов имели экспертную и научную ценность»

В Проектно-учебной лаборатории антикоррупционной политики ВШЭ в сентябре текущего года сменился руководитель. О том, как будет организована ее работа и какую роль в ней будут играть студенческие проекты, рассказывает заведующая лабораторией, общественный омбудсмен по противодействию коррупции Дина Крылова.

Выборы президента США: почему сложно прогнозировать, кто победит

Удивительные особенности американской системы выборов — в книге Александра Беленького «Как выбирают президента США».

В НИУ ВШЭ состоялась встреча с Генри Киссинджером

5 февраля на факультете мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ состоялась встреча с ученым, дипломатом и государственным деятелем Генри Киссинджером. С российской стороны во встрече, организованной по инициативе гостя в формате семинара, приняли участие полтора десятка наиболее ярких молодых ученых из ВШЭ, МГИМО, институтов Академии Наук. Были приглашены и лучшие магистранты. Мероприятие вел декан факультета Сергей Караганов.

Полезнее сравнивать достижения школьников из разных регионов одной страны, чем из разных стран

Профессор Стенфордского университета, приглашенный профессор ВШЭ Мартин Карной и научный сотрудник Института образования ВШЭ Татьяна Хавенсон вошли в число авторов доклада «Об анализе влияния образовательной политики на достижения учащихся в США», который на днях был представлен в Вашингтоне. Ключевые положения этого доклада целесообразно использовать и при анализе ситуации в российском образовании.

Филантропия в США: оптимистическая история

Недопонимание между государством и третьим сектором, нередко наблюдаемое в России, не повод отчаиваться: история развития благотворительности в Америке тоже не была безоблачной, но договориться сторонам все-таки удалось. В Центре исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ прошел семинар «Частная филантропия, общество и власть в США: противоречия, компромиссы и сотрудничество», на котором выступил американский исследователь Фридрих Фурман.

«В периоды недопонимания важно снова и снова изучать уроки нашего альянса во Второй мировой войне»

24 апреля Джон Байерли, американский посол в России в 2008-2012, прочел в Высшей школе экономики лекцию, посвященную сотрудничеству СССР и США в годы Второй мировой войны и приуроченную к 70-летней годовщине встречи союзных войск на Эльбе, отмечаемой 25 апреля.

«Мой отец хотел, чтобы американцы знали, как много советские люди страдали в этой войне»

24 апреля в Высшей школе экономики выступит посол США в России в 2008-2012 годах Джон Байерли (John Beyrle). Его лекция будет посвящена 70-летней годовщине встречи армий союзников на Эльбе и сотрудничеству Соединенных Штатов и СССР во время Второй мировой войны. Для Джона Байерли история Второй мировой войны — это личная история.

Российские и американские студенты совместно ищут решения юридических проблем

10 студентов школы права Университета Айовы (США) приехали в Москву для участия в исследовании, которое они будут проводить вместе  со студентами 2 и 3 курса образовательной программы бакалавриата «Юриспруденция». Цель этого международного проекта — сравнить юридическую трактовку одних и тех же проблем в России и США. В апреле российские студенты отправятся в Америку для доработки и презентации проектов.

Завершилась первая Зимняя школа антикоррупционной политики

26–31 января в подмосковном пансионате «Голицыно» прошла Зимняя школа антикоррупционной политики, организованная Центр «Трансперенси Интернешнл – Р» совместно с Проектно-учебной лабораторией антикоррупционной политики НИУ ВШЭ. В ней приняли участие студенты НИУ ВШЭ, МИФИ, РГГУ и других вузов. Подобные мероприятия проводятся с 2011 года, но зимой — впервые.