Рощина Я. М. Социология потребления. М.: ГУ-ВШЭ, 2007
Рощина Я. М. Социология потребления. М.: ГУ-ВШЭ, 2007
В учебном пособии разбираются основные социологические и экономические подходы к изучению потребления. Рассматривается место социологии потребления как специальной области экономической социологии, сравниваются концептуальные подходы к изучению потребительского поведения в экономике, социологии и экономической психологии. Изучаются категории социологии потребления, развитие институтов потребления, сферы потребления, анализируется поведение потребителя. Дается представление о социально-экономических процессах в сфере потребления в России и за рубежом.
Для студентов социологических и экономических специальностей.
Оглавление
Введение. Зачем нужно изучать потребление?
Раздел 1. Экономическая теория потребления и ее изменение под воздействием социологических концепций и предпосылок
- Глава 1. Основы концепции экономической модели поведения потребителя
- Глава 2. Новые экономические модели потребления: неизменность вкусов, зависимость потребителя и ограниченная рациональность
- Глава 3. Новые экономические модели потребления: неопределенность, асимметричность информации, институты, несовершенство или отсутствие рынка
Раздел 2. Категории социологии потребления
- Глава 4. Особенности изучения поведения потребителя в психологии, философии и социологии
- Глава 5. Человек и вещь: система вещей
- Глава 6. Потребление как знаковая субстанция
- Глава 7. Основные концепции формирования ценности вещей для потребителя
- Глава 8. Концепция стиля жизни в теории потребления
- Глава 9. Потребление и стиль жизни в теориях социальной стратификации
- Глава 10. Функции и этика потребления
- Глава 11. Культура потребления
Раздел 3 Развитие институтов потребления
- Глава 12. Закономерности эволюции потребления в Европе
- Глава 13. Торговля и шоппинг
- Глава 14. Гендерные различия в покупательском поведении
- Глава 15. Сообщества потребления, мода и реклама
- Глава 16. Теории новых типов общества
- Глава 17. Черты современного потребления: макдональдизация, сверхпотребление, потребление в киберпространстве
- Глава 18. Потребление в социологии постмодерна
Раздел 4. Сферы потребления
- Глава 19. Питание и напитки
- Глава 20. Одежда
- Глава 21. Произведения культуры и искусства
- Глава 22. Туризм
Раздел 5. Анализ поведения потребителя в маркетинге
- Глава 23. Поведение потребителя как процесс принятия решений
- Раздел 6. Потребление в СССР и в современной России
- Глава 24. Особенности потребления в СССР 1930-х — 1960-х гг.
- Глава 25. Институты потребления СССР и России конца XX в.
Заключение. Классификация социологических теорий потребления