Бюллетень «Деловой климат в оптовой торговле в I квартале 2014 года»
В России продолжается охлаждение деловой конъюнктуры в оптовой торговле и, как следствие, ухудшение основных результатов финансово-экономической деятельности, отмечают эксперты Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в информационно-аналитическом материале, характеризующем состояниеделового климата в отрасли.
Бюллетень «Деловой климат в оптовой торговле в I квартале 2014 года»
Индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) опустился до самых низких значений за последние четыре года проведения обследований. Так, по итогам I квартала 2014 г. ИПУ зафиксировался на отметке +4%, тогда как еще в аналогичном периоде 2013 г. его значение составляло +7%.
В целом отмечаемое изменение Индексов, характеризующих состояние делового климата фирм, занятых в различных видах торговой деятельности, свидетельствует о последовательной трансформации рыночной матрицы в связи с продолжающимся уменьшением востребованности товаров со стороны домашних хозяйств. В анализируемом квартале по ряду таких оптовых организаций впервые с 2009 г. ИПУ характеризовались отрицательными значениями.
Однако в организациях оптовой торговли шести федеральных округов Российской Федерации (без Южного, Крымского и Северо-Кавказского ФО) индекс предпринимательской уверенности характеризовался положительными значениями. Наилучший результат был зафиксирован в Приволжском и Центральном федеральных округах, составив +5 и +3% соответственно.
Главным негативным драйвером наблюдаемых изменений в отрасли является дальнейшая деинтенсификация торгового процесса в фирмах, ориентированных на сферу потребления населения, что, наряду со стагнирующим спросом на производственно-техническую продукцию, дополнительно усугубляет впечатление относительно сложившейся деловой активности.
Учитывая слабые ожидания предпринимателей относительно краткосрочных перспектив изменения портфеля заказов на их продукцию, по итогам I полугодия можно рассчитывать лишь на точечные положительные коррективы, обусловленные традиционной весенне-летней активизацией торгового процесса в части краткосрочно обостряющегося сезонного спроса по актуальным товарным социальным позициям.
Принимая во внимание развитие ситуации в части основных показателей российской экономики в целом и потребительского сегмента в частности, задающих траекторию движения, а также совокупности факторов, их обусловливающих, рассчитывать на кардинальный перелом тенденций в последующие кварталы не следует.
Константин Водопьянов, Новостная служба портала ВШЭ
Вам также может быть интересно:
30%
предпринимателей, работающих в сфере услуг, сообщили о сокращении платежеспособного спроса на услуги своих организаций в IV квартале 2015 года по сравнению с III кварталом.
35%
руководителей торговых организаций по итогам года признали уменьшение спроса на реализуемую продукцию. В III квартале этого года о такой проблеме заявляли только 25% опрошенных.
2%
представителей малых организаций обрабатывающей промышленности, готовых брать «длинные деньги» на развитие и модернизацию своего производства, согласны делать это по ставкам, сопоставимым с существующими — 18-21%.
Беднеющие россияне не могут поддержать ритейл
После недолгого оживления розничная торговля вновь погрузилась в стагнацию. Доходы населения продолжают снижаться, что заставляет россиян все больше экономить и сберегать, отметили эксперты Центра конъюнктурных исследований (ЦКИ) ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в очередном мониторинге делового климата в розничной торговле.
+4%
составил индекс предпринимательской уверенности в розничной торговле. Значение индикатора выросло после полугодового нахождения в критической околонулевой зоне.
5%
руководителей промышленных предприятий оценивают текущую экономическую ситуацию на своих предприятиях как «благоприятную».
–14%
до такого уровня опустился индекс предпринимательской уверенности в производстве стройматериалов в мае этого года.
Ритейлеры сокращают ассортимент
Предприятия розничной торговли чувствуют себя очень плохо. Спрос и выручка уже побили антирекорд последнего десятилетия. Чтобы выжить, предприниматели поднимают цены и сужают ассортимент, отметили эксперты Центра конъюнктурных исследований (ЦКИ) ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в очередном мониторинге делового климата в розничной торговле.
Оптовики готовят розницу к масштабному росту цен
Снижение спроса со стороны населения и бизнеса, инфляция и сжатие рынка кредитования ухудшили положение оптовиков в IV квартале 2014 года. Все имеющиеся потери и будущие риски предприниматели теперь закладывают в цену, отметили эксперты Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в очередном мониторинге делового климата в оптовой торговле.