«Это адреналин»
Максим Медведев, выпускник магистерской программы «Электронный бизнес» факультета бизнес-информатики ГУ-ВШЭ, — один из основателей компании AddVenture, человек, который загорается идеями, верит в них, собирает команды — и запускает успешные проекты.
— Максим, какие факторы повлияли на ваш выбор магистерской программы?
— Во-первых, к концу четвертого курса я понял, что мне интересно заниматься Интернетом, так как это одна из самых динамично развивающийся отраслей, и во-вторых, меня увлекла идея проектирования своего будущего бизнеса. Еще на третьем курсе вместе с сокурсниками Алексеем Долговым и Алексеем Жабинским, обратился к нашим научным руководителям — первому замдекана факультета бизнес-информатики Светлане Валентиновне Мальцевой и декану этого факультета Виктору Васильевичу Никитину с просьбой помочь реализовать желание работать в реальном бизнесе, придумывать проекты, составлять бизнес-планы. Они предложили съездить в Центр физического приборостроения, где велись разработки лазерных технологий для медицины, в том числе разрабатывались лазеры для офтальмологии. Среди линейки лазерного оборудования активно развивалось инновационные направление — лечение псориаза лазером, и в качестве тестового задания нам поручили разработать под этот продукт бизнес-проект. И третий важный фактор моего выбора магистерской программы — она дает возможность выхода на ключевых экспертов в сфере интернета, пообщаться с ними вживую, наладить связи. Замдиректора Высшей школы бизнес-информатики Екатерина Лобза много делает для того, чтобы привлекать на программу ключевых топ-менеджеров, «звезд» российского Интернета, таких как Владимир Долгов, генеральной директор Google Russia, Бернар Люке, генеральный директор Ozon.ru, Феликс Мучник, генеральный директор Softkey, Дмитрий Степанов, исполнительный директор «Афиши-Диджитал». Ключевой актив, который, на мой взгляд, ты выносишь из образования, — это расширение круга твоих знакомств, с которыми ты дальше можешь делать бизнес.
— Что полезного кроме расширения круга дала вам магистратура?
— Мне понравились вещи, которые делает преподаватель кафедры инноваций и бизнеса в сфере информационных технологий Федор Вирин, связанные с анализом успешных бизнес-моделей. Мы брали успешные западные компании и «раскладывали на составляющие», находили ответы на вопросы: как и сколько они зарабатывают, какие их аналоги существуют на российском рынке. Большинство успешных российских интернет-компаний — это клоны западных, и если ты хочешь делать бизнес, то у него наверняка уже есть аналог — значит, можно изучить его опыт и не изобретать велосипед.
Очень полезным было участие в конференциях, у нас, у интернетчиков, в этом деле все налажено — существует профессиональное сообщество, члены которого регулярно пересекаются на различных мероприятиях, таких как конференция «Интернет и Бизнес» и Российский интернет-форум. В целом сфера интернет-технологий динамична, собрались два-три человека — и это уже команда, к которой оперативно можно подтянуть любые ресурсы, и интеллектуальные, и финансовые, так как через два-три года вращения в «тусовке» ты уже всех знаешь. Если говорить о каких-то конкретных узкопрофессиональных «фенечках», то, например, в интернет-бизнесе сейчас многие компании зарабатывают на рекламе, и магистерская программа «Электронный бизнес» дает возможность разобраться в новых форматах рекламы, понять, как устроен современный российский рекламный интернет-рынок.
— По вашему опыту, какие ключевые навыки, полученные в Вышке, наиболее востребованы в профессиональной деятельности?
— Ключевое умение — это умение работать с информацией. У тебя есть источники, есть задача, ты должен найти метод, как ее решить. Если говорить о компетенциях, приобретенных именно на магистерской программе «Электронный бизнес», то, прежде всего, программа позволяет видеть горизонты информационных технологий, интернет-технологий, и понимать, на чем можно построить бизнес в данной сфере. Конечно, одной теории для этого мало, необходимо вовлечение в сферу, надо повариться в рабочей среде.
— Какие курсы вы добавили бы в программу?
— Мне кажется было бы полезно развить в магистратуре курсы, направленные на формирование управленческих и предпринимательских компетенций, таких как стратегическое планирование, ведение переговоров, особенно подчеркну образование на основе реальных кейсов. Например, кейсы по продажам крупным клиентам позволяют лучше выявлять потребности заказчика, понимать его бизнес и предлагать правильные продукты или услуги. Другой пример — кейсы по привлечению инвестиций в компанию, в основе которых лежит написание бизнес-плана по выбранной самим студентом бизнес-идее.
— В какие отрасли чаще всего идут выпускники этой магистерской программы?
— У меня сложилось впечатление, что выпускники программы достаточно хорошо устроились. Кто-то из них сейчас работает в крупных интернет-компаниях, таких как Яндекс, Киберплат, кто-то, как я, запускает свой бизнес, кто-то устроился в крупные компании, в которых есть отделы интернет-маркетинга и рекламы.
— Круг ваших партнеров по бизнесу сложился еще в университете?
— Да, еще на четвертом курсе мы вместе с друзьями организовывали «Innovation Jam» — неформальную группу, куда приглашали друзей на «междусобойчики» и обсуждали различные бизнес-идеи. Такая же по своей сути практика существует в IBM, где сотрудники собираются и креативят на тему возможных инноваций, эта же идея лежит в основе Учебного бизнес-инкубатора Вышки. У нас сложились партнерские отношения с одним из основателей Бизнес-инкубатора Еленой Масоловой, она предложила нам поучаствовать в одном проекте компании «Рувенту» в качестве команды, которая занимается аналитикой и экспертизой одного из их венчурных проектов. Мы поработали на нескольких проектах, собирали информацию, аналитику и предоставляли ее в Рувенту для дальнейшей обработки. И затем родилась идея создать собственную компанию, которая бы занималась инкубированием, выращиванием и инвестированием бизнес-идей. Практическим воплощением этой идеи стал фонд «AddVenture», миссия которого — инвестирование в российские ИТ-проекты посевных стадий. Фонд инвестирует различные подающие надежды команды на стадии стартапов, дает им то, что мы называем «умные деньги» — это не только финансы, мы делимся своим опытом, неформальными связями и контактами, проводим технологическую экспертизу.
— А как вы отбираете, какую компанию стоит инвестировать?
— Мы общаемся с компаниями, обсуждаем, оцениваем, если не хватает нашей экспертизы, привлекаем внешнюю экспертизу партнеров. И здесь очень помогают наработанные в магистратуре связи. Это уже бизнес в той сфере, в которой я получил профильное образование, наш фонд имеет фокус на интернет-проекты, и с многими экспертами, которых мы привлекали, я познакомился через «Электронный бизнес», а через них мы получаем новых экспертов, они рекомендуют нам, кто может помочь.
— Для того чтобы инвестировать, необходимо финансовое обеспечение. Как решается эта задача?
— Игорь Устинов и его партнеры стали для нас первым «бизнес-ангелом». Они поверили в нашу идею, дали деньги, и в августе 2008 года мы инвестировали шесть компаний. Из первого фонда наиболее известные проекты — это компания Румикс, ее основатель тоже вышкинец Илья Лагутин и компания Альтергео — лидер первого портфеля, имеющий хорошие предложения на продажу. Из шести компаний две привлекли следующий раунд инвестирования, сейчас мы уже собрали и проинвестировали второй фонд, и будем поднимать третий. Сфера информационных технологий привлекательна для венчурного инвестирования, если посмотреть на долю всех венчурных инвестиций, то IT занимает больше 30 процентов.
— Максим, в чем вы видите залог успеха бизнеса, связанного с Интернетом?
— Я не верю в многостраничные бизнес-планы, потому что они никогда не сбываются. Я больше верю в умение гибко подходить к решению проблем и видеть все время полную картину происходящего. Залог успешного бизнеса — это люди, команда.
— Вы всегда мечтали о собственном бизнесе, чувствуете себя на своем месте?
— Перед поступлением я не до конца понимал, куда поступаю, и у меня не было конкретной цели, но то, как сложилось, в итоге меня радует. Да, свой бизнес — это абсолютная нестабильность, но это адреналин. Ты не спишь ночами и знаешь, ради чего: ты не «на дядю» работаешь, а сам на себя. Это формирует совершенно иной подход, нужно быть готовым работать по 40 часов, забывать о выходных, не видеться с родственниками. Но я доволен тем, как живу и чем занимаюсь! Я не вижу себя специалистом какой-то конкретной сферы, рутинные операции не доставляют мне удовольствия.
— Каковы ваши планы? Хотели бы вы продолжить образование?
— Я более чем доволен тем, что получил в бакалавриате и магистратуре на бизнес-инфоматике, поэтому дальнейшее образование (возможно, это будет МВА) я рассматриваю не как получение каких-то знаний, а все-таки в большей степени как наработку контактов и связей. Что касается жизненной стратегии в целом, то мне бы хотелось быть причастным к запуску успешных компаний. Уже есть опыт, мы запустили одиннадцать разных проектов, и в каждом из них я участвовал. Есть хороший термин — серийный предприниматель, это человек, который загорается какой-то идеей, верит в нее, собирает команду, запускает проект, доводит до состояния, когда компанию можно отпустить, и она начинает развиваться сама, а он отходит. Для меня в этом драйв, таким образом я реализую свои амбиции.
— Что бы вы посоветовали ребятам, которые поступают на магистерскую программу «Электронный бизнес»?
— Если чего-то хочешь, не жди, когда для тебя это сделают. Если во время учебы приучишь себя проявлять инициативу, то уже не получится быть неинициативным на работе — ты просто входишь в предприимчивый темп жизни, развиваются способность мыслить и стремление улучшать процессы. Магистратура развивает самостоятельность и инициативность, всегда есть возможность включиться в процесс создания своего собственного образования, именно так сделали мы, выпускники программы «Электронный бизнес».
Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Вам также может быть интересно:
Трудолюбивый нарцисс-инноватор приведет фирму к успеху
Ученые НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге изучили, как черты личности основателя молодой фирмы влияют на результаты ее работы. Выяснилось, что нарцисс и трудоголик, который при этом внедряет инновации, будет эффективно развивать свою компанию. Статья опубликована в IEEE Transactions on Engineering Management.
Регистрация на Летнюю многопрофильную школу продлится до конца недели
До 26 мая включительно продолжается регистрация и прием портфолио учеников 8–10-х классов на Летнюю многопрофильную школу «Грани предпринимательства», которую НИУ ВШЭ проведет с 4 по 14 июля в Подмосковье. Участников школы ждут встречи с представителями крупных компаний, в числе которых Сбер, VK, Теlе2, КРОК, «Яков и Партнеры» и другие. Стоимость участия — 20 тысяч рублей, есть возможность получения скидки.
Проекты студентов ВШЭ вошли в топ-10 стартапов молодежных акселераторов Сбера
Бизнес-проекты Александра Зыкова и Никиты Нехаенко, первокурсников образовательной программы «Бизнес-информатика» Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, оказались в топ-10 лучших стартапов молодежных акселераторов Сбера. Кроме того, недавно ребята также приняли участие в ТВ-шоу «Гонка стартапов», которое выходит еженедельно на телеканалах «Пятница!» и «Суббота!».
Исследование HSE FEST: каждый третий стартап возглавляет женщина
Высшая школа экономики в Санкт-Петербурге в рамках Всероссийского фестиваля университетских технологических проектов HSE FEST 2023 провела опрос женщин-руководителей, вошедших в топ-100 конкурса стартапов. Исследование проводилось с целью знакомства с особенностями женского лидерства, а также ролью образования и используемых моделей управления среди женщин-топов. Основными критериями стали опыт управления стартапами на позиции основателя, сооснователя, CEO.
«Предприниматель должен стать действующим лицом и бенефициаром деятельности университета»
В Институте образования НИУ ВШЭ состоялась экспертная дискуссия о предпринимательской деятельности студентов и обучении предпринимательству в университетах. В ней приняли участие эксперты из системы высшего образования, в том числе руководители Вышки, а также представители Госдумы, Агентства стратегических инициатив и действующие предприниматели.
Тест на соответствие: как действует новая система отбора на Всероссийский кейс-чемпионат
Система отбора команд, которые получат приглашение к участию в региональном этапе Всероссийского кейс-чемпионата школьников по экономике и предпринимательству, в этом году изменилась. Если раньше потенциальным участникам — командам из 2–4 учеников 9–11-х классов и студентов СПО — нужно было записать и представить видеовизитку, то в этом году им предлагается пройти квалификацию, или квалификационное тестирование, в период с 6 по 9 октября.
Регистрация на кейс-чемпионат школьников по экономике и предпринимательству продлится до 5 октября
21 августа началась регистрация участников IV Всероссийского кейс-чемпионата школьников по экономике и предпринимательству. Инициатор его проведения и генеральный партнер — Минэкономразвития России. К участию приглашаются команды из 2–4 учеников 9–11-х классов и студентов любого курса профессиональных колледжей. Если в предыдущие годы допуском к кейс-чемпионату служила видеовизитка, то теперь каждому участнику команды нужно будет пройти индивидуальное квалификационное тестирование.
НИУ ВШЭ и «Движение первых» заключили соглашение о сотрудничестве
В конце июня Высшая школа экономики и Российское движение детей и молодежи « Движение первых» подписали соглашение о сотрудничестве. В ближайших совместных планах — работа с абитуриентами, запуск испытаний норматива технологической грамотности «ТехноГТО» и развитие молодежного предпринимательства.
Бизнес-пикник ВШЭ: «Это огромная предпринимательская тусовка»
Высшая школа экономики стала партнером федерального форума Росмолодежи «Большие гонки для молодых предпринимателей», который прошел на площадках «ВТБ Арены Парка». Объединенная команда ВШЭ, состоящая из слушателей и выпускников майнора «Стартап с нуля», приняла участие в спортивных и интеллектуальных состязаниях.
«Будущее уже здесь, но оно неравномерно распределено»
27 мая, в День российского предпринимательства, в Центре культур НИУ ВШЭ прошел ежегодный студенческий предпринимательский Форум HSE Business Club. Три года назад инициативная группа HSE Business Club открыла форум как площадку, на которой предприниматели могли бы обмениваться опытом. Сейчас это крупнейший в СНГ студенческий бизнес-форум. В этом году на мероприятие зарегистрировалось рекордное число гостей — 1900 человек.