Там, где учат заниматься наукой
Справится ли современный университет с вызовами меняющегося общества? Чего ждут от высшей школы власть, спонсоры и студенты? Может ли управлять вузом менеджер-«любитель»? 5 ноября в ГУ-ВШЭ состоялась лекция профессора университета Болоньи Джильберто Капано.
Управление университетом в последние десятилетия находится в процессе драматических изменений, считает Джильберто Капано. Процессы слишком быстры, дел много, интересы представителей научного сообщества крайне дифференцированы. Скорость и объемы академической работы, по мнению Дж. Капано, ведут к: 1) мотивационной неопределенности (ученое сообщество поделено на «племена» (tribes), каждое из которых обладает собственной территорией); 2) фрагментированию внешних сношений университета и 3) фрагментированию управленческих и академических отношений внутри самого учебного заведения (когда большинство сотрудников сосредоточены исключительно на решении узкоспециализированных проблем и лишь единицы проявляют озабоченность систематической активностью институции).
Профессор рассказал о том, каким образом в последние века решались управленческие вопросы в континентальной, британской и американской университетской традиции. Для континентальной высшей школы была характерна систематическая координация деятельности учебного заведения со стороны государства и отсутствие университетской автономии. С другой стороны, в континентальной образовательной системе голос академического сообщества всегда обладал высокой степенью влияния (факультеты и школы традиционно рассматривались как профессорские конфедерации). Для британской высшей школы были характерны автономия и коллегиальное управление университетами. При этом государству отводилась роль модератора. Основные черты американского университета — сильная автономия, серьезная роль внешних стейкхолдеров и достаточно слабое участие академического сообщества в управленческих процессах.
Сегодня, по наблюдению Джильберто Капано, в ответ на «грандиозное давление со стороны экономики знания», выражающееся в изменениях механизмов государственного управления, повсеместном распространении Интернета и других новых технологий, глобализации, ускорении и ориентации большинства планетарных процессов на результат, традиции университетского управления мутируют. Повышается уровень демократизации образования, участия в образовательных процессах социальных слоев, ранее не проявлявших заботы об интеллектуальном статусе — из элитарной высшая школа превращается в общедоступную. Образование диверсифицируется, появляются новые академические и около-академические форматы (образование в течение всей жизни, дистанционное образование и тому подобные). Взаимоотношения в академическом сообществе приобретают все более выраженный соревновательный характер. Цены на образовательные услуги растут, объемы денежных средств, выделяемых общественными организациями и фондами на развитие образования, сокращаются.
Мощное давление современный университет испытывает и там, где начинается его ответственность, или подотчетность. Все основные социальные структуры и силы, связанные с университетом — власть, студенчество, общество — ждут от современного университета максимально внятного отчета о: распределении финансовых и физических ресурсов, качестве образовательных инноваций и их критериях, механизмах привлечения и отбора студентов, обоснованиях тех или иных внутрифакультетских назначений, исследовательских ресурсах и их продуктивности.
Все эти вызовы, убежден Джильберто Капано, привели к интенсивной волне реформ высшей школы, касающихся проблем университетской автономии, механизмов распределения поступающих в университет капиталов, налоговой политики в области высшего образования, роли государства в жизни университета и вопросов внутривузовского управления.
В Европе государство отказалось от непосредственного контроля университетской жизни в пользу «советов издалека», что сказалось на укреплении автономии университета. В англо-саксонской образовательной системе, наоборот, можно наблюдать увеличение государственного вторжения и усиление госрегулирования жизни высшей школы.
Эффектами таких системных сдвигов являются перераспределение баланса сил и авторитетов между университетами (благодаря дифференциации высших школ на множество подвидов — исследовательских/ обучающих, локальных/ международных), усиление роли лидеров (президента, ректора) и управляющих советов в жизни академической институции и централизация университетской администрации. При этом чаще всего, по словам Капано, основной проблемой менеджмента высшей школы является его «любительский» характер. Соответственно, увеличивается необходимость дополнительного образования университетских руководителей в области менеджмента.
Поскольку Высшая школа экономики, как известно, недавно выиграла конкурс «за звание» национального исследовательского университета, среди вопросов аудитории, адресованных выступавшему, были и продиктованные этим обстоятельством. Отвечая на них, профессор Капано рассказал о том, что, собственно, европейские коллеги понимают под «исследовательским университетом». Это выражение, отметил он, позаимствовано из американской образовательной системы. В США исследовательским считается университет, имеющий Ph.D.-программы по всем основным направлениям научного знания. «Исследовательский университет — это не университет, в котором, вместо того, чтобы учить, занимаются исследованиями, — сказал профессор,— Это место, где учат заниматься наукой, учат вести исследовательскую работу».
Сергей Степанищев, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Фото Ивана Морякова
Джильберто Капано о соглашении о сотрудничестве между ГУ-ВШЭ и университетом Болоньи
Вам также может быть интересно:
Эксперты НИУ ВШЭ исследовали, как ведется подготовка специалистов в области ИИ
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил доклад, подготовленный на основе результатов специализированного обследования образовательных организаций высшего образования. Целью впервые проведенной работы стало выявление масштабов и условий обучения технологиям искусственного интеллекта в рамках образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ в вузовском секторе.
В НИУ ВШЭ стартовала XV Международная конференция исследователей высшего образования
Ее основной темой стал поиск баланса между сохранением в университетах высоких академических стандартов и обеспечением благополучия студентов и преподавателей. Первая пленарная дискуссия была посвящена феномену студенческих семей: участники конференции рассказали, как такие семьи вписываются в общий демографический контекст, и обсудили возможные меры их поддержки.
Питерская Вышка приняла участие в международном Саммите высшего образования FICCI (HES) в Индии
«Расширяя сознание, продвигая изменения: меняем будущее высшего образования» — так звучала тема 18-го Саммита высшего образования, прошедшего в столице Индии Нью-Дели. По приглашению организаторов форума, Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI) и министерства образования Индии, делегация Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге приняла участие в ключевых мероприятиях Саммита.
«Университет — это не башня из слоновой кости»
В специальном выпуске подкаста Вышки «Ворона желает знать» ко Дню российской науки речь идет о высшем образовании и книге «Университеты в России. Как это работает». Ее авторы — Ярослав Кузьминов, научный руководитель НИУ ВШЭ, и Мария Юдкевич, заслуженный профессор Вышки, директор Института институциональных исследований НИУ ВШЭ. В подкасте она рассказывает, как возникла идея создания книги, в чем особенности российского высшего образования и его взаимодействия с обществом.
«Высшее образование сегодня — не столько государственная инвестиция в человека, сколько вклад человека в свое будущее»
Нужна ли студентам стипендия? Что такое ректорское братство? Как будет работать первая российская система тестирования на знание иностранных языков? На вопросы «Российской газеты» ответил ректор Высшей школы экономики Никита Анисимов.
Диплом как страховка: ученые доказали, что высшее образование влияет на здоровье
Высшее образование является причиной значимого снижения вероятности заболеваний сердца и суставов у людей обоих полов. Женщины с высшим образованием значительно реже страдают от ожирения. Такие результаты показало исследование Высшей школы экономики. Воздействие высшего образования на здоровье обсуждали на вебинаре онлайн-магистратуры «Экономический анализ» ВШЭ.
Международная команда ученых разобрала отношение к университетам на метафоры
Как высшее образование повлияло на эволюцию государств после Второй мировой войны и наоборот? Профессор Стэнфордского университета Митчелл Стивенс и сотрудница Инобра ВШЭ Екатерина Шибанова постарались ответить на этот вопрос в специальном выпуске European Journal of Higher Education. Его авторами стали известные ученые Канады, Люксембурга, России, Германии, Франции, Великобритании и Швеции.
Эксперты Вышки помогают региональным вузам внедрять цифровые технологии
Институт образования НИУ ВШЭ провел в регионах пилотный цикл обучающих семинаров, посвященных формированию единого цифрового пространства вуза. В них приняли участие сотрудники Орловского государственного университета, Тольяттинского государственного университета и Воронежского государственного технического университета.
Университетские пустыни. Где в России трудно получить высшее образование
Вузы распределены в России неравномерно. Около половины ее территории — «университетские пустыни», регионы, в которых вузов мало или нет совсем, выяснил научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Нияз Габдрахманов.
Члены МЭС предлагают сделать работу совета более точечной и фокусированной
Члены Международного экспертного совета ВШЭ и руководство университета подвели итоги очередного ежегодного заседания совета.