• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Завершила работу Первая Кавказская школа по экспериментальным исследованиям и когнитивным наукам

Сусанна Макерова, Ольга Драгой, Мира Бергельсон

Сусанна Макерова, Ольга Драгой, Мира Бергельсон
Фото: Высшая школа экономики

С 17 по 21 сентября на базе «Горная легенда» Адыгейского государственного университета прошла Первая Кавказская школа по экспериментальным исследованиям и когнитивным наукам. Организаторами мероприятия выступили Лаборатория экспериментальной лингвистики АГУ, Центр языка и мозга и Центр социокультурных и этноязыковых исследований НИУ ВШЭ. Школа собрала более 50 участников — студентов, аспирантов и молодых исследователей из разных регионов России, а также слушателей и спикеров из Франции, Сербии, Китая, Турции, Казахстана и Узбекистана.

Основные направления школы включали билингвизм, психо- и нейролингвистику, клиническую лингвистику и языковую политику. Особое внимание было уделено экспериментальным методам исследования языкового разнообразия в цифровую эпоху и их применению в практике. В программу школы вошли лекции и мастер-классы сотрудников Центра языка и мозга и Центра социокультурных и этноязыковых исследований НИУ ВШЭ. Их совместная работа позволила создать насыщенное образовательное и исследовательское пространство, объединившее участников из разных регионов и научных направлений.

Открывая школу, директор Центра языка и мозга НИУ ВШЭ Ольга Драгой обозначила ключевые темы школы — от психо- и нейролингвистики до клинических аспектов речевых нарушений. Она рассказала о современных направлениях в экспериментальной лингвистике, о том, чем занимаются сегодня психо- и нейролингвистика, о передовых теориях, которые объясняют, как и где в мозге мы понимаем и порождаем речь.

Татьяна Больгина и участники ансамбля «Нахт»
Фото: Высшая школа экономики

Пониманию того, как устроен мозг и как в нем представлена речь, были посвящены лекции научного сотрудника Центра языка и мозга НИУ ВШЭ Татьяны Больгиной. Она рассказала о классической и современной теориях нейробиологии языка, отдельно обсудив нейрональную обработку на каждом из языковых уровней и механизмы чтения. Современные представления об организации мозга строятся на сетевом подходе. Речь не организована только в какой-то одной области или ограниченном наборе областей мозга, а задействует обширную сеть участков левого и правого полушарий, а также проводящих путей белого вещества.

Ольга Буйволова
Фото: Высшая школа экономики

Научный сотрудник Центра языка и мозга Ольга Буйволова представила участникам тему афазии — одного из самых изучаемых и при этом сложных нарушений речи. Она показала, как лингвистический подход позволяет точнее классифицировать типы афазии и разрабатывать на этой основе индивидуальные терапевтические методики. По мнению исследовательницы, в центре внимания нейронауки сегодня — переход от описательных схем к стандартизированным, проверяемым инструментам.

Татьяна Еремичева
Фото: Высшая школа экономики

Исследования Центра языка и мозга охватывают все возрастные периоды, включая детство. Стажер-исследователь Центра Татьяна Еремичева провела курс по онтолингвистике, посвященный тому, как дети осваивают язык. Она обозначила четыре уровня речевого развития — фонологический, лексический, грамматический и коммуникативный — и рассказала, как дети осваивают чтение в более взрослом возрасте. Татьяна подчеркнула необходимость эффективной диагностики и гибкости подходов к оценке речевых навыков. Отдельное внимание исследовательница уделила развитию речи в условиях языкового многообразия.

Юлия Николаева
Фото: Высшая школа экономики

«На значение высказывания влияют контекст, намерения говорящего и социальные факторы. Однако невозможно понять, что значило некое сообщение в данной конкретной ситуации, не учитывая невербальную составляющую: из мимики, жестов и тона голоса говорящего понятно, как интерпретировать его сообщение или просьбу. Такая информация передается в первую очередь именно невербальными каналами», — считает Юлия Николаева, научный сотрудник Центра языка и мозга НИУ ВШЭ. Она говорила о невербальной коммуникации и ее роли в повседневной речи, а также обратила внимание на устойчивые мифы, вроде широко распространенной идеи, что «только 7% информации передается словами». Эта цифра, как пояснила исследовательница, опирается на искаженные трактовки ранних психологических экспериментов и не подтверждается современными данными.

Мадина Каде
Фото: Высшая школа экономики

Центр социокультурных и этноязыковых исследований факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ также стал соорганизатором школы. Его директор Мира Бергельсон и стажер-исследователь Мадина Каде на протяжении пяти дней знакомили участников школы с современными социокультурными теориями, особое внимание уделяя вопросам методологии исследования — опоре на широкий массив языковых данных и умение его анализировать.

«Эффективный анализ этноязыковых ситуаций и адекватной им языковой политики должен опираться на интерпретацию собираемого исследователем материала. Если мы говорим о социолингвистических интервью, то здесь не обойтись без методов нарративного и дискурсивного анализа. Только так можно выявить глубинные ценности респондента, то, во что человек верит на самом деле. А все, что связано с понятием “родной язык”, относится именно к ним», — уверена Мира Бергельсон.

Участники обсуждали, почему нельзя рассматривать язык вне его социокультурного контекста и как это понимание влияет на подходы к языковой политике в полиэтничных регионах.

Завершая работу школы, директор Центра языка и мозга Ольга Драгой обратила внимание слушателей на важность внедрения фундаментальных исследований в реальную практику, начиная от участия нейролингвистов в нейрохирургических операциях до применения в школах эффективных диагностических инструментов. Она представила некоторые прикладные разработки центра: «ЛексиМетр» — инструмент для оценки навыков чтения на русском языке у младших школьников, «КОРАБЛИК» — тест для диагностики речевого развития детей от 3 до 11 лет, «Дислектор» — программа, оценивающая с помощью искусственного интеллекта наличие и степень дислексии у школьников по данным движения глаз. Также Ольга Драгой рассказала о разработанных в центре инструментах, которые сегодня применяются для интраоперационного картирования мозга во время операций с пробуждением.

Фото: Высшая школа экономики

«В основе прикладных разработок, которыми занимается Центр языка и мозга, лежат три кита. Во-первых, это очень продуманная лингвистическая начинка. Во-вторых, все наши тесты соответствуют психометрическим критериям, и, в-третьих, линейка наших инструментов с каждым годом становится все более мультиязычной. Мы переводим и адаптируем наши разработки на разные языки, и одним из первых языков, на котором появились наши инструменты, стал адыгейский», — рассказала Драгой.

Финальным событием школы стала сателлитная конференция «Экспериментальные исследования и когнитивные науки», на которой выступили специалисты из России, Европы и Азии. Конференция стала площадкой, где исследователи обсудили, как мозг формирует мышление, как искусственный интеллект учится у биологии и какие вызовы стоят перед языком в цифровую эпоху. Программа объединила как теоретические вопросы (например, как развиваются ритмы кортикальной активности у младенцев), так и прикладные кейсы — от изучения русских фразеологизмов до сохранения адыгейского языка в диаспоре.

«Сегодня мы изучаем особенности адыгейского языка и регионального языкового пространства, выходя в нейролингвистику и клиническую лингвистику — к строгому анализу связей между работой мозга и языком. Кавказская школа по экспериментальным исследованиям и когнитивным наукам — наш первый опыт в таком формате, и мы рассчитываем, что он станет доброй кавказской традицией. Она  открывает для лингвистов новые возможности: дает актуальные компетенции и расширяет профессиональный инструментарий. Уверена, что школа по экспериментальным исследованиям станет ядром консорциума вузов Юга России, создание которого мы сейчас обсуждаем. Интерес к языкам коренных народов России вписывается и в национальную, и в глобальную повестку, а многоязычный Кавказ — оптимальная площадка для задач экспериментальной лингвистики и социокультурных исследований», — уверена Сусанна Макерова, один из организаторов школы, руководитель Лаборатории экспериментальной лингвистики АГУ.

Вам также может быть интересно:

Исчезнувший сигнал: как солнечная активность заглушила радиоголос Земли

Исследователи из НИУ ВШЭ и ИКИ РАН проанализировали данные спутника ERG (Arase) за семь лет и впервые подробно описали новое радиоизлучение Земли — гектометровый континуум, открытый в 2017 году. Выяснилось, что это излучение возникает спустя несколько часов после заката и исчезает через 1–3 часа после восхода Солнца. Чаще всего его фиксировали в летние месяцы, реже — весной и осенью. Однако к середине 2022 года, когда Солнце вошло в фазу повышенной активности, излучение полностью исчезло, но ученые предполагают, что сигнал может вернуться. Исследованиео публиковано в журнале Journal of Geophysical Research: Space Physics.

Студенты-культурологи прошли полевую практику в исследовательской экспедиции Лицея ВШЭ


Две недели студенты образовательной программы «Культурология» Высшей школы экономики провели в старинном поморском поселке Умба на Мурманском берегу, где руководили проектными группами учеников Лицея Вышки. Учащиеся факультета гуманитарных наук помогли лицеистам в изучении местной культуры, исторической памяти и трансформации ценностей.

Физики из ВШЭ рассказали, как управлять вихрями в двумерной турбулентности

Как поведение турбулентных потоков меняется под действием внешнего воздействия, выяснили исследователи Института теоретической физики имени Л.Д. Ландау РАН и факультета физики НИУ ВШЭ. Они показали, что даже небольшое подкручивание извне может стабилизировать систему, продлевая жизнь крупных вихрей. Такие результаты помогут точнее моделировать атмосферные и океанические потоки. Работа опубликована в журнале Physics of Fluids.

Всероссийский лекторий РНФ стартовал в НИУ ВШЭ

С 20 по 24 октября Российский научный фонд проводит ежегодный всероссийский лекторий, в рамках которого его грантополучатели выступают с открытыми лекциями в научных и образовательных организациях по всей стране. Первое мероприятие лектория состоялось в Высшей школе экономики и было посвящено грантовой поддержке университетов: междисциплинарным исследованиям и кооперации с индустриальными партнерами.

«Союз аграриев и айтишников не просто возможен, но чрезвычайно продуктивен»

В Московском институте электроники и математики им. А.Н. Тихонова (МИЭМ) ВШЭ завершился студенческий хакатон “Technoforge: AgroTECH”, организованный совместно с группой компаний «ЭкоНива». В течение 15 дней студенты из 32 ведущих вузов работали над технологическими прототипами для решения реальных задач агропромышленного комплекса.

Российские ученые изучили различия в объеме поражений мозга после инсульта у детей разного возраста

Команда российских ученых и медиков при участии Софьи Куликовой из НИУ ВШЭ в Перми сравнила объем и характер поражений мозга у детей, перенесших инсульт в первые четыре недели жизни и в возрасте до двух лет. Выяснилось, что чем младше ребенок, тем обширнее зоны поражения мозга, особенно в лобных и теменных долях, отвечающих за движение, речь и мышление. Исследование, опубликованное в журнале Neuroscience and Behavioral Physiology, помогает понять, как возраст влияет на характер и масштаб поражений, и закладывает основу для разработки персонализированных программ реабилитации после инсульта в раннем детстве.

«Практическое руководство по построению бизнеса и ведению переговоров в Китае»

Школа международного сотрудничества НИУ ВШЭ реализовала интенсивную программу повышения квалификации «Восточная перспектива: конкурентные стратегии бизнеса и сегментация рынка в Китае». Ее слушателями в рамках корпоративного проекта обучения SKA (Skills, Knowledges, Attitudes) стали сотрудники Группы «Илим» — крупнейшей целлюлозно-бумажной компании России.

«Искусственный интеллект» — лидер по итогам приема на онлайн-программы НИУ ВШЭ

Онлайн-магистратура «Искусственный интеллект» факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ показала рекордные результаты. В этом году на нее подали документы 987 абитуриентов — это абсолютный максимум среди всех магистерских программ Вышки. К обучению приступил 351 первокурсник, что обеспечило программе лидирующую позицию по общему объему приема среди онлайн-магистратур университета.

«Поворот прочь от стереотипов»: в Москве прошла конференция «Исследуя сообщество глухих»

В московском Доме культуры «ГЭС-2» 17–19 октября прошла Третьяежегодная междисциплинарная конференция «Исследуя сообщество глухих — 2025: на периферии внимания», организованная при участии Международной лаборатории исследований социальной интеграции НИУ ВШЭ. На открытии мероприятия выступила проректор НИУ ВШЭ Ирина Мартусевич.

Магистратура объединяет: вышел сборник исследований студентов ВШЭ, Университета Кампинаса и Университета Цинхуа

Студенты магистерской программы ИСИЭЗ ВШЭ «Управление в сфере науки, технологий и инноваций» совместно с Университетом Кампинаса (Бразилия) и Университетом Цинхуа (Китай) выпустили сборник исследований “Being Innovative or Being on the Safe Side — Managing the Risk of Failure”. Авторы проанализировали восприятие рисков и готовность к инновациям в организациях с учетом культурного контекста.