• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Идеи студентов подчеркивают вопросы, ключевые для дальнейшего развития города»

«Идеи студентов подчеркивают вопросы, ключевые для дальнейшего развития города»

Фото: БрГУ

Завершилась первая международная совместная летняя школа Высшей школы урбанистики ФГРР НИУ ВШЭ и Брестского государственного университета имени А.С. Пушкина (БрГУ), организованная на его базе. Программа была посвящена изучению буферных зон железных дорог, опоясывающих центр города. В работе школы приняли участие студенты ОП «Городское планирование» Высшей школы урбанистики, а также студенты БрГУ и Брестского государственного технического университета.

19 слушателей совместной летней школы прошли лекционный курс, провели полевые исследования и работали в группах по тематическим направлениям, а также с успехом защитили свои проекты.

В полевой части исследования студенты знакомились с территорией, ее историей, собирали актуальные данные из открытых источников и в ходе полевых наблюдений, а затем приступили к работе в группах.

Максим Богдасаров

«Летняя школа по урбанологии проходит в нашем университете впервые — это закономерная стадия нашего сотрудничества с Высшей школой экономики, — рассказал Максим Богдасаров, проректор по научной работе, профессор кафедры городского и регионального развития БрГУ. — Мы гордимся тем, что инициаторами выступили наши московские партнеры, обладающие большим опытом организации различных летних школ. Нам особенно приятно, что именно Брест выбран ими местом реализации очередного проекта в партнерстве с нами. Для нас это важный этап развития специальности “Урбанология и сити-менеджмент”, поскольку работа носит практико-ориентированный характер, позволяя учиться совместно с коллегами».

Международная летняя школа объединила Вышку и два брестских вуза — университет имени А.С. Пушкина и технический университет. Участники разделились на четыре команды, в каждой из которых были представители всех трех университетов. «Состав обеспечил мощнейший синергетический эффект: студенты обмениваются знаниями и впечатлениями как формально, так и неформально, работая над проектами и исследуя город, — отметил Максим Богдасаров. — Каждая команда представила свое видение обозначенной проблемы взаимодействия железнодорожного транспорта и городской среды. Именно молодые исследователи выявляют возможности, ограничения и возможные способы преодоления трудностей. Результат их труда станет главным достижением школы, ведь целью было взаимодействие ребят, получение новых знаний от преподавателей, изучение территории города и знакомство с особенностями функционирования железных дорог.

Слушатели школы посетили станции Брест-Центральный и Брест-Северный, поработали с железнодорожниками, получили новый опыт. «Теперь нам предстоит увидеть плоды их усилий, и я убежден, что полученный позитивный опыт продолжится. Московские гости высоко оценили атмосферу Бреста, выразив желание продолжать подобные проекты в будущем. Город настолько вдохновил их своей уникальностью, что они предложили расширить тематику будущих мероприятий», — говорит Максим Богдасаров.

Он также отметил активное развитие сотрудничества Брестского госуниверситета с Вышкой: «Ранее была проведена неделя, посвященная проблемам "умных" городов, теперь состоялась школа по взаимодействию железнодорожной инфраструктуры и городских пространств. Уверен, впереди еще больше перспективных направлений для совместных научных исследований, обсуждений и обмена идеями между студентами Беларуси и России».

Четыре команды разработали свои концептуальные проекты, каждый из которых затрагивал отдельные части железной дороги. С запада, где территория соседствует с главной достопримечательностью города — Брестской крепостью, участники предложили усилить рекреационные и коммерческие функции, заполнив практически пустое пространство города и смысловой разрыв между центром и самой крепостью.

С восточной стороны, где ситуация радикально иная — среда насыщена практиками, там плотная многоэтажная и усадебная застройка, — команда предложила организовать креативный кластер с офисами и доступными помещениями для аренды местными мастерами в здании бывшей мебельной фабрики. Команда севера занималась территорией главного вокзала и помимо связности предложила подсветить историческую важность железной дороги для Бреста через туристические маршруты и отдельные локации. Одна из команд занималась особой территорией на северо-востоке, где полностью развернула свою фантазию в сторону джентрифицированного развития через постройку большого бизнес-центра.

Защиты у ребят принимали эксперт ВШУ Максим Климанов, доценты БрГУ Анна Кароза и Сергей Заруцкий, а также директор Брестского городского центра архитектуры и строительства Татьяна Панченко.

Участники летней школы также поделились впечатлениями.

Влад Котвин

«Брест — растущий город. Однако он стремится развиваться компактно, уплотняясь, поскольку именно так эффективнее всего используется инфраструктура, — считает Влад Котвин, 2-й курс ОП «Городское планирование» ФГРР НИУ ВШЭ. — Поиск резервов для такого уплотнения видится нам важнейшей задачей. Наша команда была убеждена, что такие резервы находятся рядом с железной дорогой. Эти земли уже заселены, поэтому необходимо находить баланс между общественными интересами (стратегическими целями) и правами жителей на комфортный город».

Влад Котвин выделил две ключевые особенности, которые обусловили потребность в тонком, но системном подходе. «Первое: освоение новой территории (строительство частных домов) увеличивает риск дорогостоящих реконструкций и возможных социальных конфликтов. Второе: низкоэтажная застройка вокруг центра выполняет значимую роль, предоставляя жителям возможность отдохнуть от городской суеты, выступая своего рода эмоционально-рекреационными легкими», — пояснил он.

Этот проект стал для студента первым опытом командной работы. «Каждый участник команды обладал уникальными компетенциями: архитекторы, городские планировщики, урбанологи смогли проявить себя наилучшим образом благодаря четкому распределению обязанностей, — отметил он. — Это позволило сосредоточиться на конкретных задачах и получать удовлетворение от осознания важности своей роли. Важнейшим фактором успеха стала атмосфера товарищеского сотрудничества, которую создавали наши наставники».

Виталий Сиротин

Виталий Сиротин, 3-й курс ОП «Туризм и гостеприимство» БрГУ, с командой разработали проект, связанный непосредственно с вокзалом, автовокзалом и транспортным сообщением между этими объектами. «Перед нами стояли две ключевые задачи: организовать удобный переход пассажиров через железнодорожные пути и решить проблему единственного моста над путями, который вызывает немало жалоб», — рассказал он. Команда предложила ряд решений, облегчающих перемещение через железную дорогу к автовокзалу и далее в город. «Наша территория богата историческими памятниками и туристически привлекательными местами, с которыми мы тоже активно работали, предлагая идеи их интеграции в городское пространство. Жители часто высказывались, что на вокзале нечем заняться, поэтому мы предложили включить вокзальные комплексы в городскую жизнь путем улучшения доступности и организации интересных мероприятий, способствующих притоку людей», — подчеркнул Виталий Сиротин. Работа в команде ему понравилась: «Школа прошла весело и продуктивно, ребята оказались классными специалистами и настоящими профессионалами своего дела. Отдельная благодарность преподавателям из Высшей школы урбанистики, чьи лекции были настолько запоминающимися, что многие моменты теперь воспринимаются почти как мемы среди студентов. Мы продолжаем общаться и обмениваться идеями и опытом».

Татьяна Демидова

Проект команды Татьяны Демидовой, 2-й курс ОП «Городское планирование» ФГРР НИУ ВШЭ, состоял в переосмыслении пространств, находящихся под влиянием железнодорожной инфраструктуры. «Мы рассматривали Брест-Центральный не просто как транспортно-пересадочный узел, а скорее как исторический памятник особого значения для города Бреста. Наша задача была подчеркнуть культурную ценность железнодорожного вокзала и окружающих его построек. Мы размышляли над утраченными значениями пространства, которые можно восстановить», — рассказала студентка. Ее команда предложила создать экскурсии с аудиогидом и системой навигации по центральному району города: «Такие маршруты будут отличаться содержанием, функциональностью и аудиторией, однако каждый из них позволит познакомиться с историко-культурным наследием региона, потенциал которого пока остается нереализованным. Кроме того, в экскурсионные программы мы включили абсолютно новые объекты: световые инсталляции на фасаде зданий и вагонов, интерактивный музей железнодорожного транспорта под открытым небом, отреставрированные водонапорные башни, которые открывают живописные виды на проезжающие и отправляющиеся поезда, а также на великолепный железнодорожный вокзал в стиле сталинской архитектуры».

Летняя школа подарила бесценный опыт, новые знания и знакомства, отметила Татьяна Демидова. «Но самое важное, чему научилась лично я, — умение эффективно взаимодействовать с командой в условиях поставленных задач, целей и сроков, извлекать уроки из ошибок и уверенно выполнять свою работу. Хочу отдельно поблагодарить кураторов проекта, ведь без их поддержки волшебства точно бы не случилось. Каждый день они помогали нам раскрывать новые грани школы и делиться знаниями. А еще отдельное восхищение городу Бресту, в который нельзя не влюбиться», — говорит студентка.

Максим Бабенко

«Суть нашего проекта заключалась в разработке благоустройства и застройки буферного пространства рядом с железной дорогой в городе Бресте, — рассказал Максим Бабенко, 3-й курс БрГТУ. — Мы разделились на команды, каждая из которых продумывала развитие отдельных участков большой буферной территории, подмечала особенности местности, проводила опросы среди местных жителей, погружалась в исторический контекст, изучала цены на недвижимость, существующий уровень застройки и благоустройства».

По мнению Максима Бабенко, школа прошла невероятно увлекательно и захватывающе: «Тьюторы погрузили нас в рабочий процесс, дали ценные советы, помогли сформировать эффективные команды и оказывали поддержку на протяжении всей программы летней школы. В итоговой презентации мы взглянули на родной город под другим углом, показали его уникальные черты и поработали в команде. Наконец, знакомство с командой и общение стали важным аспектом моего участия. Я получил огромное удовольствие от общения с новыми людьми — умными, ответственными и дружелюбными, готовыми поддержать друг друга».

Диана Кодзокова, заместитель декана по научной деятельности ФГРР, тьютор летней школы

«Многие идеи студентов амбициозны, но тем не менее подчеркивают вопросы, ключевые для осмысления в контексте дальнейшего развития центра города. Брест обладает уникальной историей железной дороги и стоит на соединении путей из Европы в Азию и обратно. Важно было не только уделить большое внимание ограничениям, которые накладывает на пространственное развитие подобная инфраструктура, но и посмотреть на наш объект под призмой ценностей. Так ребятам удалось разработать и предложения по туристическим маршрутам, развитию музейной и выставочной программ и использованию возможностей железной дороги в фестивальной программе, например в День железнодорожника. Подобные решения не требуют больших вложений, и это “быстрые победы” для города в направлении усиления его туристической привлекательности».

Вам также может быть интересно:

НИУ ВШЭ и ведущие университеты Китая запустят масштабные исследовательские и образовательные проекты

В рамках официального визита президента РФ Владимира Путина в Китайскую Народную Республику делегация НИУ ВШЭ во главе с ректором Никитой Анисимовым заключила новые соглашения о сотрудничестве с крупнейшими университетами Китая. Соглашения направлены на расширение двустороннего партнерства в области образования, науки и культурного обмена.

Вышка стала соорганизатором Международного диктанта по финансовой безопасности

С 1 по 30 сентября пройдет Международный диктант по финансовой безопасности. Масштабный онлайн-проект разработан с целью повышения осведомленности людей разного возраста о проблемах в сфере экономической стабильности. Тема этого года — «Новые технологии на страже финансовой безопасности: от личной защиты до суверенитета государства». В новом сезоне НИУ ВШЭ вошел в состав организаторов.

Эпоха ИИ: университеты и бигтехи обсудили трансформацию системы образования

В рамках круглого стола, организованного «Яндекс Образованием», эксперты из ведущих университетов и технологических компаний обсудили будущее системы образования и подготовки IT-специалистов в условиях развития технологий искусственного интеллекта. Высшую школу экономики представляла проректор университета Елена Одоевская.

Ученый в цифровую эпоху: как определить свой профессиональный путь в новом мире

Центр научной интеграции НИУ ВШЭ запускает программу «Современный ученый: инструменты развития научной карьеры», ориентированную на развитие профессиональных компетенций молодых исследователей. В течение 6 недель слушатели в синхронном онлайн-формате изучат 5 тематических блоков. Обучение начнется 22 сентября. На программу могут поступить все желающие, имеющие или получающие высшее или среднее специальное образование.

Ученые ВШЭ выяснили, почему люди доверяют науке

Исследователи ИСИЭЗ НИУ ВШЭ проанализировали степень доверия научному знанию в российском обществе и выявили факторы, которые влияют на восприятие. Оказалось, что доверие к науке больше зависит от повседневного опыта, социальных ожиданий и представлений о пользе, а не от объективных знаний. Статья опубликована в журнале «Мир России».

НИУ ВШЭ и Центр им. Дмитрия Рогачева подписали соглашение о научно-практическом сотрудничестве

Высшая школа экономики и Национальный медицинский исследовательский центр детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева подписали соглашение о научно-практическом сотрудничестве. Подписи под документом поставили ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов и генеральный директор центра Николай Грачев.

Вышка доверит ИИ рутинную работу по созданию программ ДПО

НИУ ВШЭ совместно с EdTech-компанией CDO Global запускает AI-конструкторы для оптимизации разработки курсов дополнительного профессионального образования (ДПО). Новый сервис позволит автоматизировать подготовку учебных материалов и оценочных средств, значительно сократив время и ресурсы, затрачиваемые преподавателями и методистами.

На портале Вышки доступны обновленные «Цифры и факты» и дашборды

Дирекция по аналитике и управлению данными совместно с отделом визуальных коммуникаций разработали новую страницу «Цифры и факты о НИУ ВШЭ» на портале Вышки. Также всем сотрудникам университета доступен дашборд с показателями обновленной программы «Приоритет-2030».

Исследователи изучили, как в малых российских университетах заботятся о студентах

Исследователи из Института образования НИУ ВШЭ провели социологическое исследование в четырех малых неселективных университетах и на основе 135 интервью показали, что в таких вузах забота о студентах имеет двойственную природу. Она объединяет искреннюю помощь с постоянным надзором, напоминая родительскую опеку. Это первое детальное описание того, как формальные и неформальные практики заботы переплетаются в постсоветском образовательном контексте. Исследование опубликовано в British Journal of Sociology of Education.

На Международной летней школе в КНР Вышка поделилась опытом изучения городских стратегий

На фоне усиления глобальной геополитической и технологической конкуренции ведущие китайские вузы Чжэцзянский университет международных исследований и Пекинский университет организовали совместную Международную летнюю школу. Центральной ее темой стало изучение глобальных региональных и городских стратегий развития. Факультет городского и регионального развития НИУ ВШЭ принял участие в работе школы.