Стартапы напечатают дома для марсиан и помогут передвигаться по городу на инвалидных колясках
15 марта состоялась ежегодная церемония вручения премии «Стартап года», организованной Бизнес-инкубатором НИУ ВШЭ. Ее победителями стали пять проектов, предлагающих пользователям уникальные онлайн- и офлайн-технологии.
Премия «Стартап года» вручается НИУ ВШЭ с 2008 года. По традиции в состав экспертного совета премии, который отбирает финалистов в различных номинациях, и жюри, которое затем определяет победителей, входят представители технологических компаний, инвестиционных фондов и венчурные предприниматели.
Частым гостем на премии был Игорь Агамирзян. Но если в предыдущие годы он присутствовал на ней в качестве гендиректора Российской венчурной компании, то теперь — как вице-президент НИУ ВШЭ. «Мы всегда вместе с Высшей школой экономики занимались развитием предпринимательства, и сейчас я с большим удовольствием отмечаю, что команда, которая выросла в Вышке, стала заметным участником инновационной экосистемы, — сказал Игорь Агамирзян. — Причем важно, что это не московская «тусовка», а среда, в которую вовлекается молодежь со всей страны».
«Все мы живем в одном большом конкурсе, который называется «рынок», и реальный победитель определяется там, — добавил вице-президент Вышки. — Но конкурсы предпринимательских проектов сами по себе играют огромную роль, многие из таких конкурсов вырастают в нечто большее, например, в акселераторы».
Партнером премии, наряду с «Райффайзенбанк», МТС, «Лабораторией Касперского» и Microsoft, впервые стала компания PepsiCo. «Нам очень важно, чтобы в России были правильные примеры, на которые могли бы равняться молодые предприниматели, да и люди, которые уже чего-то добились», — объяснила интерес компании к этому конкурсу менеджер по развитию бренда работодателя в PepsiCo Надежда Рогулева.
Премия «Стартап года» вручалась в пяти номинациях. Четыре из них — «Глобальный стартап», «Лучший hardware-стартап», «Лучший финтех стартап» и «Лучший социально значимый стартап» — были отданы на суд жюри. А вот победителя в еще одной номинации, «Народный выбор», выбирали гости и зрители церемонии, которая также транслировалась в соцсетях.
Как заработать на общении и аналитике
Лучшим «глобальным стартапом» был назван «умный» бизнес-ассистент для рабочих мессенджеров Statsbot.
«Летом 2015 года мое утро начиналось с того, что я выгружал аналитику в Slack (популярный корпоративный мессенджер, — прим. ред.), чтобы обсудить ее с командой, — рассказал со-основатель Statsbot Артем Кейдунов. — Мне это надоело, и я решил автоматизировать процесс. Так родилась идея умного бизнес-ассистента. Прошло полтора года, и Statsbot установили более 20 тысяч компаний в 73 странах мира. Мы прошли акселерацию в известном американском акселераторе и привлекли более полутора миллионов долларов от американских инвесторов».
Statsbot работает на стыке маркетинга, искусственного интеллекта и аналитики. Это не просто бот. Он отправляет автоматические отчеты, указывает на аномалии в данных, а также предсказывает поведение метрик. Например, по словам Кейдунова, британская энергоснабжающая компания OVO Energy использует технологии Statsbot для определения проблем при установке электросчетчиков. Также среди пользователей сервиса — Walmart, Red Bull, eBay и другие крупные компании. Выручка Statsbot растет ежемесячно на двадцать процентов. «Уже сейчас Statsbot меняет то, как компании работают с аналитикой, и это только начало», — уверен Артем Кейдунов.
Что нам стоит дом построить
Победителем в номинации «Лучший hardware-стартап» стала компания Apis Cor — разработчик первого в мире мобильного строительного 3D-принтера, который способен возвести небольшой дом почти в любом месте за 24 часа.
Инженеры Apis Cor говорят, что их технология позволяет снизить расходы на строительство каркаса здания на 60-70 процентов, сократить сроки строительства и избавиться от строительного мусора. Особенно привлекательным проект Apis Cor должен быть для компаний, занимающихся малоэтажным строительством.
В декабре 2016 года Apis Cor впервые в России напечатала с помощью 3D-принтера дом площадью 38 кв. м. (он находится в подмосковном Ступино). На YouTube ролик об этом проекте собрал уже более двух миллионов просмотров, а в техпаблике Mashable — более 70 миллионов просмотров.
«Каждый день мы получаем больше тысячи писем от людей со всего мира, которые заинтересованы в использовании наших технологий в своем бизнесе, — говорит представитель Apis Cor Константин Нефедьев. — Мы верим, что премия поможет ускорить наш выход на строительные площадки как в России, так и по всему миру. И это не окончательная наша цель: мы хотим быть первой компанией, которая начнет строить дома на Марсе».
Долой пластиковые карты!
Номинацию «Лучший финтех-стартап» предваряло небольшое выступление руководителя отдела IT-архитектуры «Райффайзенбанка» Олега Третьяка. Он заметил, что людей и стартапы, работающие в сфере финтеха, часто называют «банконенавистниками» и «дизрапторами», ведь они предлагают решения, конкурирующие с традиционными банковскими сервисами. Но «Райффайзенбанк» выбрал путь партнерства с такими проектами, потому что «культурные изменения, которые они привносят в достаточно консервативный банковский сектор, дорогого стоят». «Своими неординарными решениями вы заставляете нас думать по-другому», — добавил Олег Третьяк.
Якрим примером такого сервиса является мобильное приложение «Кошелек», которое и стало победителем в данной номинации. Это приложение-агрегатор всех типов карт — банковских, скидочных, причем не только крупных ретейлеров, но и среднего и малого бизнеса. «Кошелек» уже вошел в число предустановленных приложений у нескольких производителей смартфонов.
«С пластиковыми карточками давно пытаются бороться, и мы поняли, что их все, даже самые чувствительные к безопасности, можно перевести на телефон, — рассказал Филипп Шубин, операционный директор CardsMobile (разработчика «Кошелька»). — В начале 2016 года мы запустили сервис, который по фотографии определяет карточку лояльности, наши алгоритмы определяют 150 тысяч типов карт только в России. К маю мы оцифровали миллион карточек, еще через семь месяцев — более десяти миллионов карточек. Сейчас шесть из десяти самых крупных программ лояльности — это наши клиенты. В 2017 году мы с партнерами планируем заместить в России 10 процентов всего “пластика”».
Как дать дорогу людям на колясках
Лучшим социально значимым стартапом жюри признало проект UNA.
В России полтора миллиона человек пользуются инвалидными колясками. Во всяком случае они могли бы ими пользоваться, но далеко не все это делают, поскольку большинство колясок не приспособлено для передвижения по улицам российских городов. Даже преграда высотой в один сантиметр может стать для них непреодолимой — виной тому маленькие передние колеса.
Электрическая приставка UNA Wheel представляет собой увеличенное переднее колесо с рулем (конструкция похожа на скутер), которое монтируется на коляску. Приставка заряжается от простой розетки, как смартфон, заряда хватает на 25 километров дистанции. Она способна поднять коляску в горку под углом до 25 градусов и покойно преодолевать небольшие препятствия.
«Инвесторы боятся темы инвалидности, считают, что это очень сложно и бесперспективно, — посетовал руководитель проекта UNA Wheel Николай Юдин. — Мы надеемся, что благодаря премии сможем изменить это представление и показать, что мы занимаемся востребованным социальным предпринимательством и знаем, как зарабатывать. Сейчас мы запустили краудфандинговый проект, чтобы сделать множество адаптеров, благодаря которым приставка подходила бы абсолютно к любой коляске в нашей стране».
Как посоветоваться с врачом, а не заниматься самолечением
Победитель в номинации «Народный выбор» определился по результатам голосования почти полутора тысяч гостей церемонии и зрителей интернет-трансляции. Они могли отдать свой голос за любой из представленных на конкурс проектов, и большинство голосов получил сервис «Педиатр 24/7» (он также номинировался в качестве социально значимого стартапа).
В России 160 тысяч населенных пунктов, но далеко не в каждом из них у жителей есть возможность оперативно проконсультироваться с врачом-педиатром. Альтернатива — разговоры с родственниками, знакомыми или поиск ответов на сомнительных интернет-форумах, которые зачастую несут больше вреда, чем пользы.
«Педиатр 24/7» — это сервис онлайн-консультаций, благодаря которому в любое время суток любой человек, где бы он ни находился, может в течение трех минут связаться не с анонимным интернет-пользователем, а с реально практикующим врачом-педиатром из Москвы или Санкт-Петербурга. «По каждому врачу на нашем сайте представлен детальный профиль, его место работы и квалификация, поэтому любой пользователь нашего сервиса может убедиться в компетенции врача перед тем, как обратиться к нему за консультацией», — отметил руководитель проекта Денис Юдчиц. Примечательно также, что проект «Педиатр 24/7» был одобрен и поддержан известным детским доктором Леонидом Рошалем.
Вам также может быть интересно:
Студенты Вышки получили гранты на создание стартапов
По итогам V очереди конкурса «Студенческий стартап» победителями стали 32 студента ВШЭ. 12 студентов подали документы преимущественно по направлению «Н1. Цифровые технологии» при поддержке Клуба предпринимателей ФКН.
«Полезные знакомства быстро и легко»
Еще в университете студенты Вышки начинают развивать собственные стартапы. Так, трое выпускников-2024 ОП «Программная инженерия» факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ — Андрей Лосюков, Тимофей Валов и Александр Кулаков — создали платформу HiBye для нетворкинга на мероприятиях, проект которой они защитили в качестве ВКР. В чем заключается идея стартапа, его создатели рассказали «Вышке.Главное».
Проекты студентов ВШЭ вошли в топ-10 стартапов молодежных акселераторов Сбера
Бизнес-проекты Александра Зыкова и Никиты Нехаенко, первокурсников образовательной программы «Бизнес-информатика» Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, оказались в топ-10 лучших стартапов молодежных акселераторов Сбера. Кроме того, недавно ребята также приняли участие в ТВ-шоу «Гонка стартапов», которое выходит еженедельно на телеканалах «Пятница!» и «Суббота!».
Студенты ВШБ Вышки участвуют в «Гонке стартапов»
Проекты студентов образовательной программы «Бизнес-информатика» Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Александра Зыкова и Никиты Нехаенко вошли в топ-10 лучших стартапов молодежных акселераторов Сбера, и теперь ребята участвуют в ТВ-шоу «Гонка стартапов». Интерактивный реалити-проект о молодежном предпринимательстве, героями которого стали 10 школьников и студентов из разных городов России, выходит еженедельно в течение полутора месяцев на телеканалах «Пятница!» и «Суббота!», а также в социальных сетях.
От электрозарядок до Timepad: какие стартапы питчат в Бизнес-инкубаторе Вышки
Презентовать бизнес-идею, создать вау-эффект и вдохновить потенциальных инвесторов — задача на 4 минуты. Именно в таком формате существуют популярные в Вышке встречи HSE Pizza Pitch. Как проходят университетские питчинги, какие проекты выросли из этого формата и с чем студенты идут к открытому микрофону — в материале HSE Daily.
«Вышка является предпринимательским университетом»
Вице-президент НИУ ВШЭ, заведующий кафедрой менеджмента инноваций Игорь Агамирзян рассказал в интервью HSE Daily, почему современные университеты перестают быть просто образовательными организациями, а становятся центрами инноваций и предпринимательства.
Открыт прием заявок на зимний HSE Startup Cup 2022
Бизнес-инкубатор НИУ ВШЭ начал прием заявок на конкурс HSE Startup Cup. Состязание, которое проходит в четвертый раз, уже стало масштабным событием для лучших студенческих стартаповвсех кампусов университета. Участники конкурса имеют возможность запустить стартап и получить финансирование проекта.
Цифровые ассистенты Вышки помогли провести акселератор «Архипелаг 2022»
Проектно-образовательный интенсив «Архипелаг 2022» призван объединить лидеров в технологической и социальной среде, а также в сфере образования. За организацию и проведение мероприятия, участие в котором приняли 1159 стартапов, отвечал Бизнес-инкубатор НИУ ВШЭ. Его команда пригласила студентов к поддержке проекта второй год подряд.
16 студентов ВШЭ стали победителями конкурса «Студенческий стартап»
5 июля были оглашены итоги первой очереди конкурса «Студенческий стартап». Из 2300 поданных заявок экспертное жюри отобрало 650 победителей, и в их числе 16 студентов Вышки. Они получат по 1 млн рублей на развитие своих бизнес-проектов. Конкурс, на который в этом году из федерального бюджета выделен 1 млрд рублей, организован Минобрнауки России и Фондом содействия инновациям в рамках федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства».
«Не бойтесь поражения, бойтесь упустить возможность попробовать»
Форум, организованный Бизнес-клубом НИУ ВШЭ, собрал молодых предпринимателей и тех, кто еще только задумывается о запуске собственного стартапа. В каком возрасте лучше начинать, как выстраивать отношения, что значит «выживаемость бизнеса», как привлекать инвестиции? Об этом и многом другом со студентами поговорили представители бизнеса, в том числе главы крупных компаний, среди которых основатели Faberlic, Gloria Jeans, КРОК и др.