• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Практика на Балтике — 2012

В Клайпеде и Каунасе завершилась летняя школа ВШЭ «Практика на Балтике», в организации которой партнером Вышки уже не первый год выступает Университет Витовта Великого (Литва).

В этом году в «Практике на Балтике» приняли участие студенты ВШЭ, Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (МГУ), Московского института стали и сплавов (МИСИС), Южного федерального университета (ЮФУ), Университета Болоньи, Университета Витовта Великого. Не менее представителен и преподавательский состав Летней школы, в который, в том числе, вошли омбудсмен города Роттердама (Нидерланды). Членами жюри Практики стали мэры Каунаса и Клайпеды, а научными кураторами школы — профессора из Германии, России, Литвы, Италии.

Темой Летней школы стали «Европейские сообщества: локальный и глобальный контексты». Сетевые сообщества, аналитические сообщества, антивоенное движение, права человека и мягкое право — по этим пяти направлениях проходила основная работа групп. Планируется, что итогом занятий станет публикация монографии, состоящая из совместных студенческих и преподавательских работ.

 

День первый

Первый день школы был посвященглобальному правозащитному сообществу, мягкому праву и правам человека, основными спикерами стали заместитель заведующего кафедрой публичной политики ВШЭ Юрий Фогельсон, доцент этой же кафедры Анита Соболева, доцент кафедры предпринимательского права ВШЭ Светлана Чеховская, а также профессор Университета Кальяри (Италия) Альдо Берлингуер и профессор Университета Витовта Великого (Литва) Линас Венцлаускас.

В этот же день состоялось официальное открытие международной Летней школы «Практика на Балтике». На пленарной сессии выступили Анита Соболева (ВШЭ), Симон Маттейсен (Роттердам) и Владимир Сливяк (ЭкоЗащита), они представили свои доклады о различных аспектах защиты прав человека.

Соболева в своем выступлении говорила о глобальных правозащитных сетях. Маттейсен рассказывал студентам об особенностях работы омбудсмена, основываясь на собственном 20-летнем опыте работы в этом качестве. Выступление Сливяка было посвящено тому, как экологические организации проводят кампании по самым острым вопросам современности — хранение радиоактивных отходов, зеленая энергетика и прочее.

Учитывая, какой интерес вызвали выступления, сколько вопросов студенты задавали и были готовы задать еще, можно сказать, что участники были подготовлены к особому формату школы — научная конференция, направленная не только на пассивное восприятие информации, но и на то, чтобы студенты самостоятельно обсуждали проблемы политологии.

«Больше всего запомнилось первое пленарное заседание, посвященное теме прав человека, — отмечает одна из участниц школы Екатерина Вдовинец. — Во-первых, потому что докладчики на заседании были один другого интереснее — активист экологического движения, омбудсмен. Во-вторых, вопросы по итогам докладов были иногда даже интереснее самих докладов. В-третьих, потому что один из докладов был очень символично прерван случайно сработавшей в здании сигнализацией, но, несмотря ни на что, голос правозащитных организаций заглушить не удалось».

«Хотелось бы выделить троих преподавателей: Аниту Соболеву, Юрия Фогельсона и Симона Маттейсена, — говорит другая участница школы Эльза Фогель. — Юрий Борисович покорил меня еще в первый вечер: мне повезло побеседовать с ним во время кофе-брейка о его видении современного российского права и совеременной российской правовой науки: интересно, содержательно, легко и умно. Анита Карловна безмерно помогала группе «Права человека», ей я благодарна за практические примеры и работу над эссе. Симон позволил посмотреть на те или иные проблемы, казалось бы, обсуждаемые не раз, другими глазами. С другой точки зрения, его профессионализм и во многом отличный от нас опыт сделал работу в группе «Права человека» очень эффективной».

Студенты продолжили научную работу после пленарного заседания в рабочих группах, что позволило студентам не только выразить собственные идеи по отдельным проблемам, но и получить оценку этих идей от научных руководителей и коллег-студентов.

Кроме студентов-магистров и аспирантов, в Летней школе впервые приняли участие и более молодые специалисты, только окончившие бакалавриат.

«Самый запоминающийся момент на практике, это дискуссия на тему защиты прав LGBT, — вспоминает один из участников-бакалавров Дмитрий Аюшев. — Я, честно говоря, не их сторонник, а уж тем более бороться за их права было странным для меня. Самое главное в этой дискуссии, я выделил для себя, — отношение каждого человека к этой проблеме».

Следует отметить и высокую нагрузку на Летней школе. Если для студентов занятия заканчивались в 10 вечера, то у преподавателей после этого проходили заседания Профессорского клуба, который вел Юрий Борисович Фогельсон. В частности, на нем выставлялись оценки за работу в ходе дня, а также обсуждались академические планы, слушались доклады.

 

День второй

Второй день Летней школы был посвящен «глобальным вызовам и ответам аналитических и сетевых сообществ». Однако центральным событием стала встреча участников с Мэром Каунаса (Andrius Kupčinskas), во время которой студенты смогли познакомится с реальными глобальными вызовами местным сообществам, к примеру, городу Каунусу, сильно страдающему от оттока молодежи из-за прозрачности границ. Также во встрече приняли участие другие официальные лица Каунаса, в частности помощник мэра по работе с сообществами. В ходе подготовки к визиту каждая рабочая группа сформировала свой список вопросов, основываясь на собственной научной повестке.

«Я спросил про отношения городских властей к церкви, — говорит Владимир Базавлюк (группа Антивоенное движение), — потому что для России это актуальная проблема — особое место церкви. Мэр ответил на мой вопрос, что в Каунасе официальных встреч с духовенством не проводится, потому что здесь церковь отделена от государства и нет необходимости в подобном официальном внимании клерикалам. Для меня это был важный момент, узнать о подобном реальном водоразделе, даже на уровне местного самоуправления, который существует не только в декларациях, но и реализуется в жизни».

Встреча была очень интересной и полезной, — уверена Майя Костина (группа Аналитические сообщества), — поскольку именно в Каунасе, по сравнению с остальными городами Литвы, особенно развито взаимодействие между сообществами и городской администрацией. На встрече мы ознакомились с реальными кейсами публичной политики, которые теперь могут быть использованы в наших исследованиях».

 

День третий

Третий день Летней школы был посвящен «Глобальным гражданским сообществам, гражданскому контролю и гражданскому протесту». Начался день с пленарной сессии, на которой с докладами выступили представители Университета Витовта Великого. Они рассказали о сообществах в Литве, в том числе и этнических меньшинствах, и в частности о проблемах русскоязычного населения.

Пленарные сессии и работа в группах плавно переместились из университетских аудиторий в автобус. Чтобы не терять драгоценное время, 2,5 часа поездки из Каунаса в Клайпеду студенты провели за занятиями. В том числе и отвечали на экспериментальный тест EUBAT, представленный профессором Питером Исаксоном, по проверке знаний особенностей истории и культуры Европейского союза.

Клайпеда встретила участников Летней школы долгожданным солнышком (Каунас оказался более балтийским, и время от времени поливал студентов и профессоров дождиком). Студентам повезло больше, они разместились практически в историческом центре Клайпеды, где в эти дни проходил Праздник моря.

На первой сессии в Клайпеде перед студентами выступил профессор Исаксон, был подробно разобран тест, заполненный студентами на пути из Каунаса в Клайпеду. Особенность его была в том, что он выявлял не знание фактов, а отношение к ним отвечающего. Центром научно-исследовательского внимания по-прежнему оставались сообщества и культура. В ходе лекции студенты смогли узнать немало различных деталей, подводных камней, на которые можно наткнуться, занимаясь исследованиями в области сообществ.

Центральным же событием всей школы, стали научные дебаты на «European communities: one or many». Все студенты разделились на две группы, одна отстаивала позицию ONE, вторая MANY, научным руководителем этой группы стал Герхард Эрмишер.

«Из преподавателей больше всего запомнился именно Герхард Эрмишер, — вспоминает участница школы Екатерина Вдовинц. — Он, несмотря на специфическую специализацию (археология), поражал на протяжении всей школы широкими знаниями в политической науке. Именно поэтому его участие стало одним из важнейших элементов работы нашей группы и всей школы в целом».

Подготовка к дебатам продолжалась почти сутки. Обе группы провели подробные консультации практически со всем профессорско-преподавательским составом Практики, перечитали сотни источников, в поисках аргументов не только в пользу своего видения, но и контр-аргументов своих оппонентов. Модерировала дебаты заведующая кафедрой публичной политики ВШЭ, научный руководитель Летней школы Нина Беляева. Оценивали же выступления как сами участники, так и преподаватели. Свои оценки ставило и жюри. В итоге с небольшим отрывом победила группа, отстаивавшая позиции множественности европейских сообществ.

«Самой запоминающейся сессией были окончательные дебаты на тему: «Один или много», — отмечает участник школы Дмитрий Аюшев. — Готовясь к ней, мы в группе полностью погрузились в этот процесс, забыв про сон, еду и прочее — старались найти главные аргументы в пользу своей позиции. Распределили роли: кому выступать, кому отвечать, а кому просто составлять вопросы. Больше всех запомнились преподаватели Юрий Борисович Фогельсон и Нина Юрьевна Беляева. Юрий Борисович очень веселый и умный человек, это было видно с первого взгляда, к тому же нам импонировало его старание помочь студентам в трудную минуту или вообще по жизни. А Нина Юрьевна поразила своей харизмой и энергичностью.

После дебатов преподаватели выставили последние оценки и подвели итоги школы. На торжественном вручении сертификатов Нина Беляева напомнила о трех академических кредитах, которые получили участники за свою работу в рамках «Практики на Балтике». Особо научный руководитель Летней школы отметила лидеров учебного процесса Практики Эльзу Фогель, Камиля Галеева, Екатерину Вдовинец и Георгия Тюляева. Ангелина Егорова и Дмитрий Аюшеев смогли преодолеть сложности общения на английском языке и успешно завершить практику.

С окончанием научной части Летней школы не завершилась ее познавательная составляющая. Расписание практики специально предусматривало один свободный день. Это был день, когда Клайпеда отмечала Праздник моря. Участники смогли посмотреть достопримечательности, побывать на разных праздничных площадках и, конечно, на Куршской косе, а также искупаться в море. Таким образом, двенадцатая Летняя школа «Практика на Балтике» прошла, по нашему (участников-студентов) мнению, вполне успешно. Что, очевидно, было бы невозможно без усилий организаторов: Светланы Липиной, Аниты Соболевой, Оксаны Черненко, Светланы Чеховской, Владимира Сливяка, Вадима Карастелева, Симона Маттейсена, Герхарда Эрмишера, Юрия Фогельсона, Дмитрия Зайцева и, конечно, научного руководителя школы Нины Беляевой.

 

Екатерина Вдовинец, Третьяков Александр, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Ученые НИУ ВШЭ рассказали о будущем искусственного интеллекта в судопроизводстве

Современные технологии меняют не только нашу повседневную жизнь, но и такие консервативные сферы, как судебная система. Сотрудники кафедры конституционного и административного права НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде Ирина Михеева и Олег Шерстобоев проанализировали возможности и вызовы, связанные с внедрением ИИ в судебный процесс. Исследование опубликовано в журнале «Вестник Российского университета дружбы народов».

От секвенирования к разработке кардиопанели: как прошла летняя школа по кардиогенетике

С 19 по 29 августа Центр непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН, Институтом спектроскопии РАН и компанией «Синтол» провел летнюю школу «Кардиогенетика: от секвенирования к разработке кардиопанели». Школа проводилась в рамках Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий на 2019–2027 годы (проект 15.ИП.21.0004).

Школа по ML в биоинформатике: «отличная возможность для нетворкинга и изучения нового материала»

Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ провел ежегодную летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике, слушателями которой стали более 300 человек из разных университетов, институтов и организаций. Всего на событие зарегистрировались более 800 человек. Трехдневная программа включала в себя лекции и семинары.

Летняя школа по аналитике и Data Science в НИУ ВШЭ собрала более 400 слушателей

В конце августа в Центре культур Вышки прошла Летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. Более 400 участников слушали выступления спикеров из «Яндекса», Ozon, X5 Group, VK, МТС, «Авито», Альфа-Банка, «Купера», ecom.tech, Wildberries, «Вкусно — и точка», «Эйч», а также сотрудников ФКН.

Курсы по возобновляемой энергии, кунг-фу и китайскому языку: что еще студенты Вышки изучали на летних школах вузов КНР

24 студента бакалавриата и магистратуры Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ на каникулах побывали в Китае, где приняли участие в летних школах ведущих университетов. Учебные заведения предоставили десятки разнообразных курсов на выбор: от экономики и права до танцев и спорта. Сегодня студенты делятся впечатлениями от обучения и поездки.

«Это незабываемые впечатления, я сохраню их навсегда»: как проходит Международная летняя школа Питерской Вышки

Международная летняя школа Питерской Вышки в самом разгаре — именно сейчас зарубежные студенты из 12 стран активно посещают лекции и наслаждаются культурной программой. Поговорили с некоторыми из них о самых ярких впечатлениях.

В учебном центре «Вороново» завершилась Летняя проектная школа по коммуникациям ВШЭ

Факультет креативных индустрий и Центр взаимодействия с регионами НИУ ВШЭ запустили новую совместную смену в рамках проекта «Академия школьников» — Летнюю проектную школу по коммуникациям. Она прошла в формате выездного образовательного курса по коммуникациям и проектной работе и объединила старшеклассников из Москвы, Московской области, Екатеринбурга, Тольятти, Сургута и Махачкалы.

«Ценим готовность педагогов совершенствовать профессиональные знания и навыки»

Каждый год Центр взаимодействия с регионами ВШЭ организует курсы повышения квалификации для учителей и администраторов школ Университетского образовательного округа. На этот раз в традиционной летней школе приняли участие 573 слушателя. Занятия проходят онлайн, что позволило пройти обучение специалистам, находящимся в самых разных часовых поясах.

«Навсегда в моем сердце»: участники ЛМШ-2024 открыли новые грани предпринимательства

Завершилась Летняя многопрофильная школа «Грани предпринимательства», организованная Дирекцией по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ. Ее программу подготовили и реализовали преподаватели Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ при участии ведущих российских компаний. Участниками ЛМШ, которая прошла с 4 по 14 июля на базе подмосковного санатория «Буран», стали 100 выпускников 8–10-х классов из 22 регионов России.

«Почувствуйте Север»: в Мурманске завершилась Арктическая летняя школа

Правительство Мурманской области, Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского (ВШУ) факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ и Мурманский арктический университет (МАУ) провели Арктическую летнюю школу. Две недели 18 студентов двух университетов под руководством тьюторов работали с несколькими районами Мурманска, подробно анализируя их территории, проводя полевые исследования и готовя проектные предложения по их развитию в синхронизации с разрабатываемым мастер-планом агломерации.